АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Categories:

Вязники - Родина 25 Героев Советского Союза

ЗВЕЗДА ГЕРОЯ СССР

Мошин А.Ф
  1939 году началась слава Вязников – города героев. В те дни Японские милитаристы решили проверить крепость наших восточных границ. С мая по сентябрь в района реки Халхин-Гол шли напряженные бои. В них участвовал вязниковский летчик А.Ф. Мошин. 4 августа в одном из воздушных боев, израсходовав все патроны, он пошел на таран вражеского самолета. Умело маневрируя, летчик вплотную приблизился к врагу, осторожно потянул на себя ручку управления. «Ястребок» послушно начал поднимать нос. А.Ф. Мошин увеличил скорость. Еще немного и винт его самолета рубанул по стабилизатору самолета противника. Самурай камнем полетел вниз. Так произошел один из первых воздушных таранов в боях на Халхин-Голе. За этот подвиг 29 августа 1939 года отважный летчик был удостоен звания Героя Советского Союза. Более 100 боевых вылетов совершил А.Ф. Мошин в годы Великой Отечественной Войны. Воевал на Северо-Западном и Калининском фронтах. Но дожить до победы ему не пришлось. Отважный летчик пал смертью храбрых в боях под Курском. Ныне его именем названа одна из улиц в Вязниках.

Антошкин И.Д.
  Осенью 1939 года начался вооруженный конфликт с белофиннами. Его кульминационным моментом был штурм Красной Армией в феврале 1940 года хорошо укрепленной противником «линии Маннергейма». В этих боях отличился еще один вязниковский летчик, командир 18-го авиационного полка скоростных бомбардировщиков И.Д. Антошкин. Самолеты полка бомбили вражеские колонны, пути подвоза и позиции противника. По несколько раз вдень командир водил своих воспитанников в бой. А когда понадобилось производить ночную разведку и бомбометание, организовал ночную группу полета. И.Д. Антошкин сам водил ее в тылы противника. В одном из боев самолет И.Д. Антошкина получил 112 пробоин, были перебиты магистрали выпуска шасси, повреждена гидравлическая система аварийного выпуска. На одном моторе летчик довел его до базы и, не выпуская шасси, совершил посадку. За три месяца войны с белофиннами полк совершил около 3000 боевых вылетов, из них 95 в ночное время. На вражеские позиции было сброшено 964 тонны бомб. За заслуги, проявленные во время боев с белофиннами, полк стал краснознаменный. Его командиру И.Д. Антошкину в мае 1940 года присвоили звание Героя Советского Союза. В годы великой отечественной войны И.Д. Антошкин со своими боевыми друзьями прошел путь от Москвы до Гомеля, участвовал в боях под Сталинградом и Курском, освобождал Украину и Белоруссию. Пал смертью храбрых в мае 1944 года. Его именем названы улицы в Вязниках и Гомеле.

Зудилов И.С.
  У стен Москвы осенью тяжелого 1941 года началась боевая слава вязниковского летчика И.С. Зудилова. Защищая дальние подступы к столице он несколько раз в день летал в разведывательные штурмовые полеты. Только за 8 вылетов он поджег 150 автомашин, уничтожил 4 зенитные установки и более 500 вражеских солдат. Трудным был день 4 октября 1941 года. Возвращаясь с задания, И.С. Зудилов вместе со своим звеном был вынужден принять бой с 16 немецкими бомбардировщиками. Под натиском краснозвездных летчиков враг, потеряв несколько машин, отступил. Это были боевые будни И.С. Зудилова. В мае 1942 года он стал Героем Советского Союза. 378 боевых вылетов совершил летчик за годы войны, сбил 24 самолета противника, прошел путь от Москвы до Берлина.

Хвостунов А.Г.
  В Московском небе сражался летчик – штурмовик А.Г. Хвостунов. Дни и ночи находился в воздухе. День за днем вел боевой счет.18 октября 1941 года им было уничтожено 6 автомашин с пехотой и орудие противника. На другой день в близи Пушкино он истребил 60 вражеских солдат, автоцистерну и 4 автомашины. Не менее успешными были другие полеты. В одном из них А.Г. Хвостунов уничтожил 7 вражеских танков, в другом 45 автомашин с фашистами. Боевае подвиги летчика были отмечены присвоением ему в мае 1942 года звания Героя Советского Союза. До конца войны А.Г. Хвостунов совершил 240 боевых вылетов.

Прованов Г.В.
  Навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны Сталинградская битва. Одним из ее героев был командир 69-й танковой бригады подполковник Г.В. Прованов. Во время обороны Волжской твердыни бригада находилась на Мамаевом кургане – одном из узловых мест сопротивления противнику. 19 ноября 1942 года началось контрнаступление наших войск. Перед бригадой стояла задача прорваться в составе Юго-Западного фронта в район Калач-Советский и, соединившись с войсками Сталинградского фронта, замкнуть кольцо окружения вражеских войск. За 4 дня боев, продвинувшись на 170 километров, танкисты ликвидировали боьшое количество вражеской техники и боеприпасов, уничтожили и захватили в плен 4000 солдат и офицеров противника.23 ноября кольцо замкнулось. Началось уничтожение оказавшегося в нем врага. Впереди танкистов всегда был Г.В. Прованов. 4 декабря комбриг повел бригаду на Карповку. «Продвигаясь в глубь обороны, он наводил ужас и панику в рядах противника», - вспоминали его боевые друзья. Тот бой стал последним для отважного танкиста. Посмертно Г.В. Прованову присвоено звание Героя Советского Союза.

Борисов М.С.
  От Сталинграда к Днепру с боями пришел полк под командованием полковникаМ.С. Борисова. В шесть часов утра 23 сентября 1943 года южнее Глебовки Днепр форсировала его 6-я рота. Нужно было всеми силами отстоять образовавшийся рубеж, расширить его, перейти в наступление. Советские воины справились с задачей. Памятным событием дня был захват плывших по Днепру фашистских парохода и баржи с инженерным имуществом. Овладев ими, солдаты тут же использовали их для переброски подкрепления. День и следующую ночь шло наступление рот и батальонов полка. Под командованием М.С. Борисова они расширили и закрепили плацдарм на западном берегу Днепра и обеспечили форсирование реки всеми частями дивизии. В октябре 1943 года М.С. Борисов был удостоен звания Героя Советского Союза. Но дожить до победы ему не пришлось. Он погиб в боях за город Калинкович Гомельской области. Ныне одна из улиц этого города носит его имя.

Корчагин И.П.
  Осенью 1942 года генерал-майору танковых войск И.П. Корчагину было поручено формирование механизированного корпуса. Начав военные действия под Новосокольниками в ноябре того же года, соединение с боями дошло через Курско-Орловскую дугу до Днепра. В сентябре 1943 года корпус форсировал Днепр шестьюдесятью километрами южнее Киева и создал здесь плацдарм. Развивая наступление, танкисты за короткое время освободили более ста населенных пунктов. Фронтовая газета «На штурм врага» писала: «Успешно форсировав водный рубеж, гвардейцы первыми достигли, казалось недоступного, плацдарма, закрепились на нем и обеспечили выполнение всей операции. Пронзительно выл чужой свинец. Неумолимо гремела орудийная канонада. Дрожала земля. Но Иван Петрович Корчагин уверенно управлял войсками, показывая при этом образец мужества и стойкости». Среди воинов, ставших в те дни Героями Советского Союза, находился И.П. Корчагин. Впереди были версты войны. Все их до конца прошел в месте со своим корпусом отважный генерал. Для него война закончилась 9 мая 1945 года на Эльбе.

Кузнецов П.И.
  В конце сентября 1943 года 9-ая гвардейская механизированная бригада 47 армии подошла к Днепру. Стояла задача форсировать его. Для создания плацдарма на западном берегу создали группу прорыва. Ее возглавили комбриг Горячев и начальник политотдела Кузнецов. Погрузившись на плот они вместе с бойцами переправились через Днепр. На берегу группа встретила шквальный огонь. Два дня понадобилось для создания и укрепления плацдарма. Бой ожесточались. Противник делал все, чтобы сбросить смельчаков в Днепр. Гвардейцы стояли насмерть. Только за два дня, 2 и 3 октября, отбили около тридцати атак врага, уничтожили 10 танков и более 20 орудий, истребили два полка пехоты. Их подвиг отмечен правительственными наградами. За образцовое выполнение приказов командования, мужество и героизм 23 человека, а среди них П.И. Кузнецов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Агафонов А.С.
  Во время форсирования Днепра разведка имела первостепенное значение. От нее зависела жизнь многих людей. Отважным разведчиком был А.С. Агафонов. В ночь на 24 сентября 1943 года под ураганным огнем противника он переплыл Днепр в первый раз. Более суток пробыл разведчик в тылу врага, разведал вражескую оборону, определил места переправы для наших частей. Потом были другие разведки. Каждая кончалась успешно. Собранные А.С. Агафоновым сведения помогали переправе с наименьшими потерями. Днепр был преодолен. Война уходила на запад. Шел на запад и солдат. В боях под Гомелем он пал смертью храбрых. Посмертно А.С. Агафонову присвоено звание Героя Советского Союза.

Морозов В.М.
  Большую роль во время боев за Днепр играла артиллерия. Артиллеристы помогали пехоте создавать и расширять плацдармы, вести успешное наступление. Среди первых, переправившихся через Днепр, частей находился истребительно–противотанковый артиллеристский полк под командованием майора В.М. Морозова. Форсирование началось 28 сентября. Переправившиеся орудия сразу же вступали в бой, давая возможность преодолевать реку другим. В ходе боев артиллеристы уничтожили до десятка танков и бронемашин, несколько орудий, более тысячи фашистов.За участие в них командир полка В.М. Морозов удостоен звания Героя Советского Союза.

Носов И.С.
  В тех же боях участвовал гвардии сержант И.С. Носов. В ночь с 26 на 27 сентября он одним из первых форсировал Днепр вместе со своим артиллеристским расчетом. Перед И.С. Носовым стояла задача закрепиться на правом берегу и продержаться до подхода основных сил. К утру расчет выбрал и оборудовал огневую позицию. С рассветом на нее двинулись вражеские танки. Отступать было некуда. За спиной бойцов находился Днепр. Более суток шел жестокий бой. Танковые атаки сменялись артиллеристским обстрелом, а потом в атаку вновь шли танки. Герои стояли насмерть. Они удержали плацдарм и помогли перешедшим войскам расширить его. За храбрость и отвагу артиллеристский расчет был награжден орденами Отечественной войны I степени. Командиру орудия присвоили звание Героя Советского Союза.

Седов В.Л.
  6 ноября 1943 года Киев вновь стал советским. Гром артиллеристского салюта в Москве возвестил советскому народу об освобождении столицы Украины. Впереди были ее бескрайние просторы. В боях за правобережную Украину отличился бронебойщик Л.С. Седов. В последний день февраля 1944 года он был среди тех, кто вел наступлению на деревню Большая Коноплица. Недалеко от деревни батальон встретил пулеметный огонь. Видя, что вражеский пулеметчик прицельно разит товарищей, Л.С. Седов с противотанковым ружьем попробовал подобраться к пулемету. На расстоянии полутора сотен метров бронебойщик выстрелил. Промах. Пулеметчик перенес огонь на него. Второй промах. Третья пуля попала в цель. Пулемет замолк. Батальон поднялся в атаку и почти без потерь овладел деревней. Бои продолжались. Спустя несколько дней в одном из них был убит командир взвода противотанковых ружей. Л.С. Седов взял командование на себя. Бой усиливался. Против батальона были направлены танки. Танковая атака подкреплялась артиллеристским обстрелом. Гранатами и огнем противотанковых ружей взвод Л.С. Седова отбивался от противника. Враг, не выдержав, отступил. Батальон смог успешно развивать наступление. В июле 1944 года Л.С. Седов был удостоен звания Героя Советского Союза. Через полгода, в феврале 1945 года он пал смертью храбрых.

Краснов Н.Ф.
  Через неделю после начала Великой Отечественной Войны состоялось боевое крещение летчика – испытателя Н.Ф. Краснова, познавшего горечь отступления и радость побед. «Где бы не воевал Краснов, везде его путь отмечен сбитыми им вражескими самолетами. Под Курском, Белгородом, Краматорском валяются обломки немецких машин. Это его работа. В боях за Запорожье Краснов сбил 11 самолетов противника», - писала в июне 1944 года газета «Защитник отечества». Всего за годы войны Н.Ф. Краснов уничтожил 38 вражеских самолетов. За героизм и мужество, проявленные в боях за освобождение Украины, он удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в январе 1945 года.

Лукин А.П.
  Кавказ и Крым, Новороссийск и Керчь были местом боев, в которых принимал участие А.П. Лукин. По несколько раз в сутки вылетал он на сопровождение наших бомбардировщиков, штурмовку, разведку. Каждый раз участвовал в воздушных боях. Это было в начале июня 1943 года. В районе Киевского шестерка истребителей во главе с А.П. Лукиным заметила в воздухе немецкие бомбардировщики. Более 70 вражеских самолетов несло смертоносный груз. Решение пришло сразу – атаковать, не давать сбросить бомбы. Начался бой. Восемь вражеских самолетов было сбито. Остальные, сбросив груз над своими позициями, повернули обратно. Через множество таких боев шел А.П. Лукин к победе.

Мочалов М.И.
  До войны М.И. Мочалов был человеком сугубо мирной профессии. Он преподавал в Глинищенской начальной школе и учился в Вязниковском аэроклубе. Но вт началась воина, и учитель стал летчиком-штурмовиком. «За время совместной боевой работы с летчиками – штурмовиками гвардейского штурмового авиационного полка мы, летчики-истребители, не раз восхищались мужеством, умением и отвагой летчиков-штурмовиков. Особенно среди них выделялся ведущий группы – гвардии старший лейтенант Мочалов Михаил Ильич. Мы не раз восхищались способностью Мочалова вести ориентировку в трудных метеорологических условиях, умело отыскивать цели и мастерски поражать их», - писали летчики-истребители, летавшие на выполнение заданий вместе с ним. М.И. Мочалов участвовал в освобождении Харькова и Кременчуга, форсировании Днепра, освобождении Молдавии и Львова. В боях под Львовом был такой случай. В середине июля 1944 года в составе эскадрильи он на дороге Буск – Дзедзилов штурмовал колонну из 200 танков и автомашин. После штурмовки на дороге , покрытой вражескими трупами, горело около 20 танков и автомашин. Враг не прошел. Кончилась война, герой – учитель вновь занялся своим любимым делом. Ныне одна из улиц в Вязниках носит его имя.

Сабашников А.В.
  Одновременно с освобождением Украины советские войска вели бои за освобождение Белоруссии. В них отличился старший лейтенант А.В. Сабашников. Советские войска готовились к уничтожению окруженных в районе Витебска войск противника. Линия их обороны была хорошо укреплена войсками и техникой. Утром 22 июня 1944 года после артиллеристской и авиационной подготовки рота А.В. Сабашникова вступила в бой. Преследуя отступающего врага бойцы освободили населенные пункты Орехи, Шумилино, Сиротино и вышли к Западной Двине. Не дав противнику опомнится, они форсировали водный рубеж и закрепились на его правом берегу. Завязался бой за расширение и укрепление плацдарма. Приковав к себе значительные силы противника, А.В. Сабашников со своими бойцами позволил другим подразделениям беспрепятственно начать переправу через Западную Двину. С ее берега бой перекинулся в глубь вражеской обороны. В районе дороги Витебск – Полоцк – Лепель рота А.В. Сабашникова вновь сковала силы противника, лишила его маневренности, что позволило советским войскам успешно вести наступление. 28 июня Витебско – Оршанская наступательная операция завершилась. Группировка врага перестала существовать. В ознаменование победы дивизия, в которую входила рота А.В. Сабашникова, получила наименование Витебской. Среди тех, кто удостоился за участие в этих боях звания Героя Советского Союза, был А.В. Сабашников.

Шорников А.С.
  Пилот гражданской авиации А.С. Шорников с первых дней войны стал летчиком-транспортником. Много стран мира повидал он, выполняя задания командования. Особо важные задания пришлось выполнять весной и летом 1944 года. В начале года А.С. Шорникову поручили доставить советскую военную миссию в Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии. Через Кавказ, Иран, Северную Африку, Италию вел он свой самолет. До Итальянского города Бари долетели благополучно. Дальше мешала погода. Членов военной миссии пришлось переправить на планерах. Нужно было наладить транспортный мост между Бари и партизанской посадочной площадкой Медино Полье. А.С. Шорников решил рискнуть. Как только партизаны сообщили о готовности площадки, он поднял самолет в воздух. Через Адриатическое море летчик долетел до югославских гор, углубился в них, влетел в узкую долину. Высокогорная площадка имела ограниченные подходы. Мешали шедшие через нее сопки. Нужно было преодолеть их и, выключив моторы, спланировать к партизанским кострам. Маневр удался. Воздушный транспортный мост начал свою работу. Партизанам доставлялись оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. В Италию переправлялись раненые. Так прошла весна. Летом 1944 года положение югославских партизан ухудшилось. Фашистские войска предприняли наступательные операции с целью ликвидации Национально-освободительной армии Югославии. Главный удар наносился в районе города Дрвара, в котором находились Верховный штаб армии, советская и англо-американская военные миссии. Партизаны отчаянно сопротивлялись, но силы были не равны. Положение сложилось критическое. В ночь с 3 на 4 июня А.С. Шорников вылетел из Бари в район югославской горы Велики Виторг, где его ждали члены штаба и миссий. Шел дождь, видимость была плохой. Над фашистской морской базой Сплит самолет обстреляли. Летчик преодолел все препятствия. За этот подвиг А.С. Шорников удостоен звания Героя советского Союза и Народного Героя Югославии. Одна из Вязниковских улиц названа его именем.

Хорохонов Н.Д.
  В польском небе воевал летчик Н.Д. Хорохонов. Пытаясь остановить продвижение советских войск, враг сосредоточил в районе Ожинки большое количество техники. Нужно было ее уничтожить. Сделать это поручили гвардейцам Львовского штурмового авиаполка. 14 октября 1944 года летчики вылетели на задание. Среди них был Н.Д. Хорохонов. Выйдя на цель, он начал бомбометание. Зарево пожаров озарило землю. В это время открыли огонь вражеские зенитки. Земля и небо превратились в грохочущий ад. Вдруг один из снарядов попал в самолет Н.Д. Хорохонова. Объятый пламенем он пошел вниз. Летчик выбросился на парашюте. Внизу были фашисты. Схватка длилась недолго. Расстреляв из пистолета запас патронов, Н.Д. Хорохонов последней пулей сразил себя. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В память о нем одна из улиц Вязников носит его имя.

Батаров М.Ф.
  Помнят в Венгрии летчика М.Ф. Баратова. Однажды насколько краснозвездных истребителей, среди них был и его самолот, летели прикрывать наступление пехоты. Наперерез им вылетели самолеты противника. Завязался воздушный бой. Дрогнув, вражеские истребители покинули поле боя. Прошло немного времени. В небе показались фашистские бомбардировщики. Они шли бомбить наши войска. Плотной стеной встали перед ними истребители. Под их натиском бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы на свою пехоту и спаслись бегством. Это произошло за несколько месяцев до конца войны. Всего за военное время М.Ф. Батаров совершил 360 боевых вылетов, сбил 18 самолотов противника. Его ратный труд отмечен звездой Героя Советского Союза.

Малов С.И.
  Крупнейшей битвой начала 1945 года была Восточно-Прусская операция советских войск, навсегда покончившая с этим гнездом агрессии германского милитаризма. В боях за Восточную Пруссию принимал участие танкист И.С. Малов. Шли последние дни января. Войска 11-й гвардейской армии совместно со 2-м гвардейским танковым корпусом 3-го Белорусского фронта вели успешное наступление вдоль реки Прегель на Кениксберг. Отступая, фашисты готовились взорвать мост через реку. Они заложили тол и подвели шнур. Считанные минуты оставались до взрыва. И вот тогда произошло неожтданное. Советсвий танк Т-34 под командованием И.С. Малова, разогнав пулеметным огнем саперов противника, на всей скорости проскочил мост и занял оборону. Против отважных танкистов были брошены пехота, танки, артилерия, но ничего не могло сломить их. Дводцать часов танк охранял мост и сдал его подошедшим основным силам. За героизм и мужество И.С. Малов удостоен звания Героя Советского Союза.

Рыбаков А.Ф.
  В апреле 1945 года звание Героя Советского Союза было присвоено летчику А.Ф. Рыбакову. Его боевой путь начался в 1942 году. От Сталинграда до Берлина – на Степном, 1-м и 2-м Украинском фронтах – сражался отважный летчик. За 107 боевых вылетов уничтожил 2 самолета, около 100 автомашин, 32 танка, 7 бронетранспортеров и до полка пехоты противника. Войну закончил в небе Германии.

Прошенков Н.И.
  От Москвы до берлина пролег боевой путь Н.И. Прошенкова. Первый самолет противника он сбил в августе 1941 года, девятнадцатый – в последние дни войны. Четыреста боевых вылетов – четыреста боев, таких, как, например, в начале февраля 1944 года. В тот день 5 советских летчиков, среди которых был Н.И. Прошенков, приняли бой с пятьюдесятью самолетами противника и победили. Шесть вражеских самолетов было сбито, остальные спаслись бегством. «Летчики, летающие на выполнение боевых заданий в группе под командованием Прошенкова, всегда уверены в силе и способности своего командира, зная, что любое боевое задание будет выполнено отлично, с нанесением больших потерь врагу», - говорилось в его боевой характеристике.

Киселев В.А.
  В январе 1944 года началась фронтовая жизнь В.А. Киселева. На его боевом счету множество вражеской техники, уничтоженной за 111 боевых вылетов. Разные были бои, но из них он всегда выходил победителем. Это произошло южнее города Кривой Рог. Фашисты готовили контратаку. Надо было сорвать ее. Во главе группы летчиков В.А. Киселев вылетел на выполнение задания. В результате штурмового удара было уничтожено 6 танков, 3 бронетранспортера, подавлен огонь двух батарей артиллерии. Контратака сорвалась. Потом были бои на Украине, в Молдавии, над Прагой, Дрезденом и Берлином. После войны В.А. Киселев работал летчиком-испытателем. Погиб в 1950 году при выполнении служебного задания. Улица Киселева навсегда вошла в историю Вязников.

Глебов М.М.
  Военный летчик М.М. Глебов совершил в годы войны 172 боевых вылета. Его самолет видели над Смоленском, Оршей, Витебском, Полоцком, Невелем, Даугавпилсом, Шауляем, Ригой. М.М. Глебов Летал в разведку, бомбил вражеские войска и технику, распространял написанные для солдат противника листовки. Не раз рисковал жизнью. Шесть раз он приводил самолет на одном моторе. Были случаи и похуже. В октябре 1943 года в районе города Демидова летчик вступил в бой с превосходящими силами противника. Сначала все шло успешно. Но вот в одну из атак самолет М.М. Глебова был подбит. Летчик выбросился из горящей машины на парашюте. Его уже не ждали, а он, обгоревший, с ушибами, вернулся к своим. Сквозь огонь и дым шел М.М. Глебов к победе и дошел до нее, как дошли многие и многие известные и неизвестные герои Великой Отечественной.

Кубасов В. Н.
  Космонавт СССР. Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. В 1966 году зачислен в отряд советских космонавтов (1966 Группа гражданских специалистов № 5). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем НИКОЛАЕВЫМ и Виктором Васильевичем ГОРБАТКО), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем ФИЛИПЧЕНКО и Виктором Васильевичем ГОРБАТКО) во время старта 15 января 1969 года. Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем ШОНИНЫМ). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ и Петром Ивановичем КОЛОДИНЫМ) во время старта 22 апреля 1971 года. Проходил подготовку в составе основного экипажа космического корабля "Союз-11" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ и Петром Ивановичем КОЛОДИНЫМ). Из-за медицинских проблем у Кубасова весь экипаж был отстранен от полета и в космос отправились их дублеры. В 1973 году был включен в один из экипажей, проходивших подготовку по программе советско-американского космического полета (ЭПАС). Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. В дальнейшем проходил подготовку к полетам по программе сотрудничества с социалистическими странами "Интеркосмос". Входил в состав дублирующего советско-польского экипажа (совместно с польским космонавтом Zenon JANKOWSKI) космического корабля "Союз-30" во время старта 27 июня 1978 года. Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович ПОПОВ и Валерий Викторович РЮМИН) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. В 1980 году ушел из отряда космонавтов и до настоящего времени работает заместителем начальника отдела в РКК "Энергия". Кандидат технических наук (1968 г.). Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года и 22 июля 1975 года). Награжден тремя орденами Ленина, медалями. Герой Венгерской Народной Республики. Удостоен золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР и золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI). Награжден золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством" (чехословацкая Социалистическая Республика) и медалью "Народная техника" (Югославия). Почетный гражданин городов Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США). Автор книг "Межпланетные полеты", "Прикосновение космоса"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments