АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Categories:

Биология поведения человека. Д.А. Жуков. Рекомендую прочитать!

Жуков Д А фото

Книга, написанная в жанре учебника, представляет собой простое изложение биологических основ поведения человека. Основной акцент сделан на роли гуморальных факторов в поведении: как они влияют на поведение, и каким образом изменения в психике и в поведении отражаются в гуморальных реакциях организма. Книга является одной из первых попыток изложения на русском языке, доступном небиологам, психонейроэндокринологии человека.

Автором рассматриваются принципы гуморальной регуляции и функции основных гормонов, половые различия и психологические типы.

Стресс, депрессия, ритмы жизнедеятельности, гормоны и обоняние в социальном поведении, питание и психика, гомосексуализм, виды родительского поведения, — темы, которые будут интересны не только психологам, социологам и биологам, но также благодаря простоте изложения и широкой аудитории читателей.
© Д. А. Жуков, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, обложка, 2007
© Д. А. Жуков, рисунки крыс в тексте, 2007


Оглавление

Предисловие автора ....................................................................................9
Глава 1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ...................................................12
1.1. Биологические основы поведения человека ......................................12
1.1.1. Принцип Оккама ..................................................................................13
1.2. Единство психического и соматического .............................................21
1.2.1. Три функции личности ........................................................................21
1.2.2. Связь психики и поведения с гормонами ..........................................24
1.3. Три школы объективной психологии ....................................................30
1.3.1. Русская школа .....................................................................................30
1.3.2. Бихевиоризм ........................................................................................33
1.3.3. Этология ..............................................................................................37
1.4. Единство нервной и гуморальной регуляции ......................................41
Контрольные вопросы ..................................................................................43
Рекомендуемая литература .........................................................................44
Глава 2
СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ............................................................................45
2.1. Понятие поведения ................................................................................45
2.2. Потребности ............................................................................................47
2.2.1. Витальные потребности ......................................................................48
2.2.2. Социальные потребности ...................................................................53
2.2.3. Идеальные потребности .....................................................................56
2.2.4. Соотношение потребностей ...............................................................58
2.3. Поведенческий акт .................................................................................63
2.3.1. Потребности ........................................................................................64
2.3.2. Мотивация ...........................................................................................64
2.3.3. Программа действия ..........................................................................65
2.3.4. Сопоставление полученного результата с ожидаемым ..................67
2.3.5. Индивидуальные особенности ..........................................................69
2.4. Действие гуморальных факторов на разных этапах
поведенческого акта......................................................................................71
2.4.1. Потребности ........................................................................................71
2.4.2. Мотивация ...........................................................................................72
2.4.3. Движение .............................................................................................76
2.4.4. Психические состояния ......................................................................77
Контрольные вопросы .................................................................................83
Рекомендуемая литература .......................................................................84
Глава 3
ГУМОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА .........................................................................85
3.1. Общая часть .........................................................................................85
3.1.1. Различия между нервной и гуморальной регуляцией ...................86
3.1.2. Функциональная классификация гуморальных факторов .............88
3.2. Основные гормоны и железы ..............................................................90
3.2.1. Гипоталамо-гипофизарная система .................................................90
3.2.2. Гипоталамические и гипофизарные гормоны ..................................93
3.2.3. Вазопрессин и окситоцин ..................................................................95
3.2.4. Периферические гормоны ................................................................95
3.2.5. Стероидные гормоны ...................................................................... 100
3.2.6. Мелатонин ....................................................................................... 104
3.3. Принципы гормональной регуляции ................................................ .106
3.3.1. Передача гормонального сигнала: синтез, секреция, транспорт гор-
монов, их действие на клетки-мишени и инактивация ................................. 106
3.3.2. Поливалентность гормонов .................................................................. 110
3.3.3. Регуляция по механизму отрицательной обратной связи и гормо-
нальные влияния на психику ........................................................................... 112
3.3.4. Взаимодействие эндокринных систем: прямая связь, обратная связь,
синергизм, пермиссивное действие, антагонизм ........................................... 114
3.3.5. Механизмы гормональных влияний на поведение .............................. 115
3.4. Обмен углеводов ....................................................................................... 117
3.4.1. Значение углеводов ............................................................................... 117
3.4.2. Психотропный эффект углеводов .......................................................... 118
3.4.3. Содержание глюкозы в крови — важнейшая константа ..................... .121
3.4.4. Гуморальные влияния на различные этапы обмена углеводов ........ .124
3.4.5. Метаболическая и гедонистическая функция углеводов ................... .129
3.5. Комплексный пример психотропного эффекта гормонов:
предменструальный синдром ......................................................................... 130
3.5.1. Влияние контрацептивов ....................................................................... 133
3.5.2. Влияние избытка соли в диете .............................................................. 134
3.5.3. Влияние пищевых углеводов ................................................................. 135
3.5.4. Влияние алкоголя ................................................................................... 136
Контрольные вопросы ...................................................................................... 136
Рекомендуемая литература ............................................................................. 137
 Оглавление Глава 4
СТРЕСС ........................................................................................................... 139
4.1. Понятие стресса ....................................................................................... 139
4.1.1. Неспецифичность стресса ................................................................... 141
4.1.2. Системность стресса ............................................................................ 143
4.1.3. Адаптивность стресса .......................................................................... 145
4.1.4. Новизна изменений ............................................................................... 149
4.2. Стресс сопровождает и приятные события ........................................... 153
4.3. Определение величины стресса ............................................................ 158
4.3.1. Чувствительность ................................................................................. 159
4.3.2. Реактивность ......................................................................................... 161
4.3.3. Скорости развития и скорость угасания реакции ............................... 161
4.3.4. Устойчивость к стрессорным ситуациям — это скорость
угасания стрессорной реакции ....................................................................... 162
4.4. Поведение при стрессе ............................................................................ 164
4.4.1. Универсальная форма поведения при стрессе — смещенная
активность .................................................................................................... 166
4.4.2. Формы смещенной активности ......................................................... 170
4.4.3. Груминг — смещенная активность, в которой сочетаются
эндокринный и поведенческий компоненты стресса ................................ 174
4.5. Гормоны при стрессе ............................................................................ 176
4.6. Психотропные эффекты стрессорных гормонов ................................ 183
4.6.1. Кортиколиберин ................................................................................. 186
4.6.2. АКТГ .................................................................................................... 187
4.6.3. Окситоцин и вазопрессин ................................................................. 189
4.6.4. Эндорфины и энкефалины ............................................................... 192
4.6.5. Адреналин .......................................................................................... 193
4.6.6. Гормоны коры надпочечников .......................................................... 194
Контрольные вопросы ................................................................................. 200
Рекомендуемая литература ........................................................................ 201
Глава 5
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ СТРЕСС И ДЕПРЕССИЯ .................................. 202
5.1. Понятие неконтролируемого стресса ................................................. 203
5.1.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой ............................................ 205
5.1.2. Различные способы создания неконтролируемой ситуации ......... 207
5.2. Практическое значение неконтролируемого стресса ........................ 212
5.3. Депрессия и тревога ............................................................................ 221
5.3.1. Различия между депрессией и тревогой ........................................ 221
5.3.2. Гормоны и депрессия ....................................................................... 228
Оглавление 5.3.3. Методы защиты от неконтролируемого стресса .......237
5.3.4. Биологический смысл депрессивных состояний ........................... 242
Контрольные вопросы ............................................................................... 244
Рекомендуемая литература ...................................................................... 244
Глава 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ..................................................................... 245
6.1. Общие представления о типологизации............................................ 245
6.1.1. Синтетические и аналитические системы ...................................... 245
6.1.2. Психосоматические типы; система Кречмера—Шелдона ............. 247
6.1.3. Определение психологического типа ............................................. 251
6.2. Генетическая детерминированность психологического типа........... 256
6.2.1. Генетические и средовые влияния ................................................. 258
6.3. Психологические типы А и Б ............................................................... 260
6.3.1. Поведение типа А — «бегство—борьба», поведение
типа Б — «затаивание» ............................................................................. 260
6.3.2. Тип стрессорной реакции — А или Б — генетически
детерминирован ....................................................................................... ..261
6.3.3. Поведение типа А и Б у человека ................................................... 263
6.3.4. Эндокринный стрессорный ответ типа А и Б ................................. 267
6.3.5. Адаптивность психологических типов А и Б ................................... 269
6.3.6. Поведение типа А и Б в неконтролируемой ситуации ................... 273
6.3.7. Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса
у представителей типа А и Б ..................................................................... 278
6.3.8. Субъективизм понятия контролируемости ..................................... 280
6.4. Другие психологические типы ............................................................. 288
Контрольные вопросы ................................................................................ 289
Рекомендуемая литература ....................................................................... 290
Глава 7
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ....................................................................... 291
7.1. Иерархия ............................................................................................... 291
7.1.1. Четыре шкалы социального ранга ................................................... 292
7.1.2. Соотношение социального ранга и психологического типа ........... 296
7.1.3. Гормоны и социальный ранг ............................................................. 299
7.2. Агрессивное поведение ....................................................................... 301
7.2.1. Агрессивное поведение и гормоны ................................................. 303
7.2.2. Асоциальное поведение и гормоны ................................................ 307
7.2.3. Биологический смысл агрессии ....................................................... 308
 Оглавление 7.3. Аффилиативное поведение .......................................... 310
7.3.1. Роль гормонов в родительском поведении .................................... 314
7.3.2. Две стратегии социальных контактов у человека .......................... 316
7.3.3. Аффилиация и социальное обучение ............................................. 322
7.3.4. Гносеологическое значение имитации ............................................ 324
7.3.5. Склонность к имитации и пластичность поведения
представителей поведенческого типа Б .................................................. 327
7.4. Копулятивное поведение .................................................................... 329
7.4.1. Роль тестостерона ........................................................................... 330
7.4.2. Роль других гуморальных факторов ............................................... 334
7.5. Феромоны ............................................................................................. 335
7.5.1. Общие представления о феромонах .............................................. 335
7.5.2. Физиология феромонов ................................................................... 337
7.5.3. Репродуктивное поведение и феромоны ...................................... 339
7.5.4. Родительское поведение и феромоны .......................................... 345
7.5.5. Социальная самоидентификация и феромоны ............................. 347
7.5.6. Феромоны и общение с животными................................................ 350
7.5.7. Роль феромонов в современном социальном
поведении человека ................................................................................. 352
7.6. Алкоголь ............................................................................................. 353
Контрольные вопросы .............................................................................. 355
Рекомендуемая литература ..................................................................... 355
Глава 8
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ............................................................................. 357
8.1. Понятие пола ..................................................................................... 357
8.1.1. Хромосомный этап формирования пола ....................................... 358
8.1.2. Гонадный этап формирования пола .............................................. 359
8.1.3. Соматический этап формирования пола ....................................... 360
8.1.4. Нейронный этап формирования пола ........................................... 361
8.1.5. Социальный этап формирования пола.......................................... 363
8.1.6. Возможные последствия рассогласования этапов ...................... 364
8.2. Фундаментальные различия двух полов ......................................... 367
8.2.1. Биологическая целесообразность существования двух полов....367
8.2.2. Генетическая стабильность и индивидуальная пластичность
женских особей .......................................................................................... 369
8.2.3. Мужские особи устойчивы к стрессу .............................................. 371
8.2.4. Накопление ресурсов и циклирование женских особей .............. 377
8.2.5. Мужской и женский психологические типы ................................... 382
8.3. Когнитивные различия ...................................................................... 383
Оглавление 8.4. Гендерные различия .................................................... 390
8.4.1. Две системы этики .......................................................................... 391
8.4.2. Социальный смысл существования двух полов ......................... 395
8.5. Гомосексуализм ................................................................................ 399
Контрольные вопросы ............................................................................. 402
Рекомендуемая литература ..................................................................... 403
Глава 9
РИТМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...........................................................404
9.1. Биологические ритмы ........................................................................ 404
9.1.1. Основные принципы биоритмологии ............................................ 405
9.1.2. Суточные и сезонные ритмы.......................................................... 406
9.1.3. Мелатонин и суточные ритмы ....................................................... 408
9.2. Сон ...................................................................................................... 410
9.2.1. Структура сна .................................................................................. 410
9.2.2. Гуморальные факторы и сон ......................................................... 412
9.2.3. Сон и депрессия ............................................................................. 414
Контрольные вопросы .............................................................................. 416
Рекомендуемая литература ..................................................................... 416
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................... 417
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................... 419
Контрольные вопросы ко всему курсу ..................................................... 419
Участие гормонов в психике ..................................................................... 423
Глоссарий .................................................................................................. 426
Указатель мифологических персонажей ................................................. 432
Предметный указатель ............................................................................. 434
Предисловие автора.
Гуморальные механизмы регуляции функций животных и человека на протяжении XX века были заслонены принципом нервизма («все функции регулируются центральной нервной системой»), занявшим доминирующую позицию в физиологии, медицине и психологии.

Между тем гумо
ральная регуляция (гумор — жидкость) и нервная регуляция не являются двумя независимыми системами.

Процесс передачи нервного импульса
непременно содержит гуморальный этап: выделение молекул медиатора в синаптическое пространство. Тело нервной клетки и нервные отростки находятся в межтканевой жидкости, содержащей множество биологически активных веществ.

Биологически активные вещества, в первую оче
редь гормоны, воздействуют на все органы и ткани организма, поскольку уделено месту действия отдельных гормонов в различных структурах гипоталамуса. Поэтому мне захотелось написать книгу о связи поведения с
гуморальными факторами, которая была бы интересна и понятна не только узким специалистам, но и студентам гуманитарных специальностей: психологам, а также социологам, менеджерам, юристам, философам.

Цель предлагаемого учебника — дать студентам представление о роли гормонов в регуляции поведения и об использовании гормональных реакций как объективных показателей психических процессов. Основное внимание уделено роли гормонов в организации сложных форм поведения: при стрессе, при социальных взаимодействиях. Большое внимание уделено особенностям гормональных реакций у представителей различных психологических типов, в частности, «мужчины» и «женщины».

Многие процессы и функции не отражены в данном учебнике, или только упомянуты: индивидуальное развитие, беременность, медиаторы и передача нервного импульса. Это связано с тем, что книга рассчитана на студентов-гуманитариев, а не на биологов. Поэтому изложение механизмов соответствующих функций заняло бы непропорционально много
места, а также большого авторского коллектива. По той же причине сделан ряд упрощений.

Например, принципиальное для биолога разделение на
аденогипофиз и нейрогипофиз заменено на неточное, но более понятное неспециалисту деление на гипофиз передний и задний; обмен углеводов изложен предельно схематично и т. п. Допущенные упрощения не искажают современных представлений о роли гормонов, механизмах их взаимодействия с тканями организма и взаимоотношениях между эндокринной сферой и психикой.

Некоторые фундаментальные понятия поведения и эндокринологии — потребности, эмоции и т. п. — разъясняются кратко. Подробное изложение современных взглядов на эти категории читатель может найти в литературе, список которой прилагается к каждой главе. При составлении списка рекомендуемой литературы автор руководствовался доступностью
издания. Поэтому в конце каждой главы приведены главным образом монографии, опубликованные на русском языке. Источники, трактующие частные вопросы, или непростые для гуманитария, указаны в подстрочных примечаниях.

Основным англоязычным ресурсом по теме данного учеб
ника являются международные журналы Hormones and Behavior, а также Psychoneuroendocrinology. Последние руководства, вышедшие на английском языке: Becker J. B. (Ed.) Behavioral Endocrinology (2002), Nelson R. J.
Introduction to Behavioral Endocrinology (1999).

В учебнике не упомянуты многие гормоны и эндокринные системы. Это сделано по нескольким причинам. Для части гормонов (например, гормоны паращитовидных желез, белки теплового шока) имеется мало данных об их влиянии на центральную нервную систему, тем более — о связи этих гормонов с психикой и поведением. Относительно других (многие регуляторные пептиды) накоплено большое количество экспериментальных фактов, но они не укладываются пока в систему единых представлений о связи конкретного фактора с конкретной психической функцией.

Наконец, влияние некоторых гормонов (гормоны щитовидной железы) на психику и поведение обусловлено их стимулирующим влиянием на обмен веществ, поэтому их эффект на разные психические функции лишен специфичности.

Поскольку книга посвящена поведению человека, то за рамками остался огромный массив литературы о влиянии гормонов на выработку условных рефлексов у животных. Вместе с тем опираться исключительно на данные, полученные в результате опытов над человеком, не удалось.

В этом случае книга свелась бы к клинической эндокринологии. Оперируя данными, полученными в результате опытов над животными, автор оговаривается — в какой мере эти результаты могут быть применены к поведению человека.

Автор благодарен многим людям, оказавшим влияние на подготовку этого учебника, и перечислить их всех поименно невозможно. По большей части мне помогали и ободряли. Но и активность недоброжелателей тоже, как мне кажется, способствовала повышению качества конечного продукта. Больше всего я признателен студентам, чьи вопросы, ответы, а иногда
и глухое молчание помогли сделать эту книгу доступнее и полезнее. Во время работы над учебником я понял высказывание известного классика науки: «Студенческие ответы и еще более глупые вопросы являются почвой для цветов размышлений, дающих кристаллы академических формулировок». Среди студентов я особенно отличаю Аллу Дмитриевну Жукову, которая сделала много откровенных, в силу наших родственных отношений,
и резких замечаний о предварительном варианте текста и иллюстративного материала.
Особую благодарность я выражаю Екатерине Павловне Виноградовой, постоянно критикующей все, что я делаю, но никогда не возражающей и помогающей мне во всем.

Глава 1
Взаимосвязь функций организма.
1.1. Биологические основы поведения человека. Принцип Оккама.
1.2. Единство  психического  и  соматического.  Три функции личности. Связь психики и поведения с гормонами.
1.3. Три  школы  объективной  психологии.  Русская школа. Бихевиоризм.
Этология.
1.4. Единство нервной и гуморальной регуляции.

Главное, что в конечном счете интересует всякого человека — он сам.
Мысль эта неоднократно высказывалась многими специалистами по человеческой природе.

Удовлетворять этот свой интерес можно по-разному. Можно, например, собой любоваться, а можно постараться понять, почему я веду себя так, а не иначе; какие движения моей души обычны для всех людей, а какие характерны только для меня, и т. д. Иными словами, каковы механизмы поведения человека? Искать ответ на этот вопрос можно разными способами. Данный учебный курс — краткое изложение биологического подхода к изучению поведения человека.
1.1. Биологичеслие основы поведения человека

Человек — уникальный биологический вид, единственный в своем роде среди 1 млн видов животных, 4,5 тыс. видов млекопитающих и 200 видов приматов. Особенности, которые определяют уникальность человека как вида, немногочисленны: понятийная речь (а не язык)(1)
, чувство юмора

(1) Язык как система общения существует практически у всех животных. Для общения
используются звуковые, зрительные и обонятельные сигналы. Если бы животные обладали
понятийной речью, то мать-волчица объясняла бы детям, что множество всех опасных объ-
ектов состоит из двух подмножеств. Первое включает объекты опасные только в силу своих
размеров, например — лоси, но сами они волков не преследуют. Другое включает объекты,
которые целенаправленно ищут волков — например, охотники. Поведение должно быть раз-
личным в этих двух случаях. Конечно, волчица поступает иначе — подает сигнал тревоги, и
волчата имитируют поведение матери.

(а не остроумие)(2) , нравственность (а не мораль)(3) , а также потребность познавать себя. Во всем остальном поведение человека и, как правило, механизмы этого поведения те же самые, что и у животных.

Человека отличает от животных понятийная речь, чувство юмора, нравст­
венность и потребность самопознания. Механизмы поведения человека
те же, что и у животных.

Таким образом, занимаясь психологией, социальными аспектами поведения человека, необходимо помнить, что в его основе лежат биологические процессы. Все названия гормонов, которые приводятся в этом курсе, студент, возможно, забудет ко времени получения диплома, но у него должно остаться четкое понимание: изучая самую сложную социальную проблему, очень полезно проанализировать ее с целью определить биологические основы поведения людей и возможные биологические механизмы реализации этого поведения.

Помимо практической пользы от знаний о биологической природе человека, эти представления входят в сумму знаний, необходимых образо-ванному человеку.
В Книге Премудростей (7, 17–20) Соломон перечисляет
дары Божии:

17 Сей бо даде мне о сущих познание неложное, познати составление
мира, и действие стихий;
18 начало, и конец и средину времен, возвратов премены, и измене-
ния времен;
19 лет круги, и звезд расположения;
20 естество животных и гнев зверей, ветров усилие, и помышления человека, разнство летораслем и силы корений.

Обратите внимание на группировку областей знания. В одном стихе упомянуты животные, человек и растения, причем представления о физиологии и поведении животных предшествуют упоминанию о психологии.
1.1.1. Принцип Оккама

Что же свидетельствует об отсутствии принципиальных отличий человека от животных, помимо авторитета Ветхого Завета? Здесь неуместно приводить естественнонаучные доказательства, которые весьма убедительны,


(2) Остроумие — способность шутить, чувство юмора — способность не обижаться на шутки.
(3)
Здесь мы понимаем мораль как систему запретов, а нравственность — как присущее
большинству людей стремление поступать достойно, что проявляется, в частности, в само-
оправдании эгоистических поступков альтруистическими мотивами.
но достаточно громоздки. Укажем только на логический аргумент — принцип экономии мышления, сформулированный Уильямом Оккамом, философом XIV в.:

Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано по­
средством меньшего.

Потеряв нужную вещь, можно строить различные гипотезы: похитили враги, провал в четвертое измерение, одушевление предмета и т. п. — и действовать в соответствии с ними, планируя ее поиски. Но наше поведение будет более эффективным, если мы будем исходить из того, что сами куда-то положили эту вещь. Следовательно, надо лишь вспомнить — когда и где я видел этот предмет в последний раз. Переходить к проверке других гипотез необходимо только тогда, когда справедливость простейшей из них не удастся доказать.

Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости.
Уильям Оккам

Следует подчеркнуть, что самое простое объяснение не обязательно самое правильное. Принцип Оккама требует лишь выдвигать более сложные объяснения только после того, как была доказана несостоятельность простых, точнее — в том случае, когда более сложная теория оставляет необъясненными меньшее количество фактов, чем простая.

Самое простое объяснение не обязательно самое правильное. Но простую гипотезу следует отвергнуть только, если более сложная оставляет необъ­ясненными меньшее количество фактов.

Манипулируя предметами, люди, как правило, следуют принципу Оккама, даже если и не слышали никогда его имени. Наблюдая за неживой природой, люди отступают от принципа экономии мышления чаще всего сознательно. Например, особенности строения метеоритов объявляют следами внеземной жизни, хотя непредвзятому человеку очевидно, что это
лишь одно из множества возможных объяснений, причем не самое вероятное, но, использовав такую гипотезу, легче получить грант на дальнейшие исследования.

При анализе поведения людей и животных принцип экономии мышления также нарушается, но уже бессознательно: «Что он имел в виду, когда сказал то-то?» Порой мы делаем сложные предположения по подобным поводам, хотя, как правило, «он» ничего не имел в виду, кроме того, что сказал.

Если поведение не сопровождается речью, его интерпретация бывает еще более замысловатой. Так происходит, например, когда человек объясняет поведение животных. Многие кошки и собаки, возвращаясь в город после дачного сезона, скучнеют. Можно предположить, что у нашей собачки после общения с деревенскими псами началось обострение «комплекса младшего щенка», и начать проводить психотерапевтические мероприятия. Но лучше всего будет дать ей порцию хорошей глистогонки. Обычно собака или кошка поправляется, иногда прямо на глазах. А к зоопсихологу следует обращаться,
если окажется, что дело было не в глистах.

Применительно к поведению животных принцип Оккама можно сформулировать следующим образом:

То  или  иное  действие  ни  в  коем  случае  нельзя  интерпретировать как  результат  проявления  какой-либо  высшей  психической  функции, если его можно объяснить на основе наличия  у животного  способности,  занимающей  более  низкую  ступень  на  психологической  шкале(4).

ВСЯ КНИГА ПО ССЫЛКЕ: http://www.infran.ru/LCBG/PDF/Zhukov_2007.pdf

Рекомендую посмотреть видео: "Биология поведения человека". Дмитрий Анатольевич Жуков. .http://artyushenkooleg.livejournal.com/1014883.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments