АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Л.Д. ТРОЦКИЙ И ИДЕЯ СОЗДАНИЯ «РЕФОРМАТОРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЦЕРКВИ» (1921–1923 гг.) Часть-2.

В результате «реформаторские» тезисы программ не были утверждены на «обновленческом» Поместном соборе в конце апреля – начале мая 1923 г., хотя были подготовлены комиссией именно к собору в целях осуществления «задач намеченной церковной реформы»[41] (копия доклада на этот счет была сделана для Ленина). Ходом дел на Соборе фактически руководило ГПУ[42].


Итак, рассуждения Троцкого по поводу исторической закономерности для России «церковной реформации», его упорное стремление сохранить первенство Комиссии по проведению отделения церкви от государства в «работе» с РПЦ и свое влияние на комиссию – все это дает основание для дальнейшего выяснения роли Троцкого в истории «обновленчества» и в реализации идеи создания «реформаторской советской церкви».

Что же знал о реформаторских предложениях «нового религиозного сознания» Троцкий? Являлся ли составлявший программу с реформаторскими тезисами протоиерей Введенский (один из вождей «Живой церкви», а затем руководитель СОДАЦ – «обновленческой» группы «Союз общин Древле-апостольской Церкви»), с 1910 г. общавшийся по вопросам церковных реформ с лидером «нового религиозного сознания» Д.С. Мережковским[43], единственным знатоком доктрины «нового религиозного сознания» и единственным автором этой программы?

Косвенным подтверждением того, что какая-то инициатива в виде допуска отдельных тезисов «нового религиозного сознания» могла исходить от Троцкого, является тот факт, что он имел представление о «новом религиозном сознании». По крайней мере – с 1903 г. (именно с этого года движение начало набирать силу), когда печатался в «Восточном обозрении» и «Киевской мысли» под псевдонимом «Антид Ото». А в 1908 г. был хорошо знаком с содержанием его доктрины: в статье 1908 г. о Н.А. Бердяеве «Аристотель и Часослов»[44] он иронизировал над образами пророков, которые создали себе основатели «нового религиозного сознания». Не будучи человеком религиозным, Троцкий, однако, верно охарактеризовал Бердяева и Мережковского как мыслителей, претендующих на роль религиозных лидеров, «которые хотят возродить старый мир новой религией». Он обвинил обоих в рационализме, отсутствии настоящей горячей веры, единственно способной связать религиозного лидера с верующим народом[45]. Троцкий писал: «Если хоть бегло обозреть происхождение нашего “нового религиозного сознания”, то сразу станет ясно, что оно шло по совершенно другому, вернее сказать, противоположному пути». И далее: «Стихийного религиозного творчества, которое черпает из глубокого колодца души народной... придет ли кому в голову искать у гг. Мережковского, Минского, Булгакова и Бердяева?»[46]

Троцкий не только назвал главных теоретиков доктрины, но и дал некоторым из них характеристики, говорящие о том, что будущий руководитель большевиков был хорошо знаком с религиозным творчеством авторов доктрины: З.Н. Гиппиус, В.В. Розанова («споткнулся о “проблему пола”»), Н.А. Бердяева, Н.М. Минского («поэт-мэонист. Читал высшим иерархам церкви доклад об истинном христианстве, а через несколько месяцев заявил в беспощадном “пролетарском гимне”: “Кто не с нами, – тот нам враг!”»), П.Б. Струве и Д.С. Мережковского («всегда на грани двух бездн... непременно с соблюдением симметрии»)[47].

В 1911 г. Троцкий вновь поименно назвал всех вождей «нового религиозного сознания», упустив разве что А.А. Мейера, примкнувшего к движению в 1907 г., однако упомянув Минского, который после 1907 г. уже отошел от «нового религиозного сознания», считая его недостаточно радикальным. О том, что Троцкий прочел сочинения Бердяева, выходившие до и в 1908 г.[48], в которых философ излагал свой вариант доктрины «нового религиозного сознания», говорит высказывание: «От материалистической философии и социального радикализма г. Бердяев в течение нескольких лет совершил переход к новому, спиритуализированному христианству»[49]. Для человека, живущего преимущественно за границей, Троцкий здесь на удивление точно подметил то, о чем сам философ писал в личной переписке[50], и что почитателям его творчества стало известно только ближе к 1914 г.

Центральной темой доктрины «новое религиозное сознание и общественность», вынесенной Мережковским на заседания Петербургских религиозно-философских собраний в 1901–1902 гг., было требование признать за «плотью мира» место в системе церковных ценностей, воцерковить творчество и культуру как отражающие жизнь «плоти». И Троцкий опубликовал статью о новом увлечении интеллигенции – вовлечении культуры в метафизику и попытке смотреть на современность через призму метафизики[51]. Об этой тенденции в творчестве Бердяева он писал в 1908 г.[52], а в 1909 г. в контексте той же темы упомянул и Мережковского[53].

Если статья «Аристотель и Часослов» говорила о «новом религиозном сознании» «по-бердяевски», то статья «Мережковский»[54] недвусмысленно показала, что Троцкий разобрался и в том, что представляло из себя «новое религиозное сознание» «по-мережковски». Троцкий писал, что Мережковский «пророчествует давно: в художественной прозе, и стихах, в богословских статьях и критических фельетонах, пророчествует упорно». Ему было известно, что именно Мережковский являлся основным автором «догмата» доктрины «нового религиозного сознания» о «святости» «плоти мира». «Это очень удобная мистика – портативная и нимало не стеснительная. Она ни к чему не обязывает. Она ничего не требует. Ни аскетизма, ни покаяния в грехах культуры», – совершенно верно подметил он. Троцкому был известен программный тезис «нового религиозного сознания», осуждавший аскетическую направленность «исторического христианства».

Так, изъясняя «догмат» о Святой Троице «по-мережковски», Троцкий, судя по приводимым им цитатам, обращался к произведениям Мережковского 1907–1911 гг. (сборники «В тихом омуте» и «Не мир, но меч»). Знаком он был и с опубликованным Мережковским «Открытым письмом к Бердяеву», в котором писатель откровенно говорил о направлении своих «обновленческих» интересов и содержании доктрины формирующегося тогда «нового религиозного сознания»[55]. В частности, Мережковским было провозглашено и обосновало противостояние «нового религиозного сознания» русскому самодержавию[56].

То, что «новое религиозное сознание» с самого начала позиционировало себя как не только религиозное, но и общественное движение, направленное на «обновление» РПЦ ввиду эволюции социально-политических отношений, также было подмечено Троцким[57]. Он отнес «новое религиозное сознание» к консервативно-охранительному направлению, какового действительно придерживался главный теоретик доктрины Мережковский до 1905 г. Но находясь вдали от России, Троцкий ошибся, считая движение и в 1908 г. тяготеющим к консервативному направлению: после 1905 г. оно начало стремительно «леветь»[58]. Мережковский ввел в доктрину тезис о перерастании социальной революции в революцию религиозную[59] с сакральным рождением новой церкви[60] («истинное христианство»), а движущей силой революций признал революционную интеллигенцию. Троцкий в 1908 г. отметил самое начало этой тенденции у Мережковского[61], но в 1911 г. вновь упрекнул Мережковского в том, что тот не ведет и речи о том, чтобы «перевернуть этот неправедный мир», так как не находит «реальную точку для теократического действия»[62]. И ошибся: Мережковский уже определил для себя «точку переворота». Ею стало начало социальной революции, которая, по мнению писателя, явится толчком к революции религиозной, ведущей общество к социальному равенству и братству.

Троцкий верно подметил эклектичность доктрины «нового религиозного сознания», написав о ее авторах: «Их мистика не только индивидуалистична, но и индивидуальна. У каждого своя собственная система вечной абсолютной божественной правды[63]. Самого Мережковского, как религиозного мистика, он верно поставил в стороне от тех его единомышленников, чье духовное развитие шло в сторону принятия ценностей церковного христианства[64].

Все это позволяет предположить, что Троцкий в 1922 г. не вдруг и не случайно узнал от руководителей «обновленческих» групп Введенского и Белкова о существовании «нового религиозного сознания», а еще в первые годы ХХ в. определил для себя его возможности по реформированию РПЦ.

Таким образом, на наш взгляд, не будет слишком далекой от истины следующая версия. Троцкий в 1922 г. в борьбе против РПЦ рассчитывал в какой-то мере опереться на уже известные ему формы «реформаторства», вооружить «религиозно-реформаторскими» идеями представителей «сменовеховского духовенства». Это позволяло обострить «раскол» в РПЦ и ускорить ее ликвидацию. Понимая, однако, что «обновленчество» способно превратиться в «опаснейшего врага завтрашнего дня», он считал, что нельзя дать ему развиться и окрепнуть, что следует в какой-то момент пресечь это развитие, направить его к созданию «реформаторской советской церкви», способной в интересах партии большевиков влиять на население, в массе своей еще религиозное.

Примечания


[1] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 152–153.

[2] Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории русской церкви (1921–1925 гг.). М., 2004. С. 72; Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. М.; Новосибирск, 1997. С. 161–164.

[3] Петров С.Г. Секретная программа ликвидации русской церкви: Письма, записки и телеграммы Л.Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) (1921–1922 гг.) // Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в ХХ в. Новосибирск, 1997. С. 30.

[4] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 158–160.

[5] Там же. С. 158.

[6] Крапивин М.Ю. Не придуманная церковная история: Власть и церковь в Советской России (октябрь 1917 – конец 1930-х гг.). Волгоград, 1997. С. 89.

[7] Там же. С. 88.

[8] Петров С.Г . Секретная программа... С. 31.

[9] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 159

[10] Там же.

[11] Крапивин М.Ю. Указ. соч. С. 89.

[12] См.: Правда для служебного пользования: Из документов личного архива Ф. Дзержинского // Неизвестная Россия: ХХ век. Вып. 1. М., 1992. С. 34–35.

[13] См.: Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 159–162.

[14] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917– 1941. С. 159–160; Петров С.Г. Секретная программа... С. 30–32; Крапивин М.Ю. Указ. соч. С. 84-85, 87-89.

[15] Петров С.Г . Секретная программа... С. 33, 44, 66–67.

[16] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 312.

[17] Там же. С. 162–163.

[18] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 114–115.

[19] Петров С.Г . Секретная программа... С. 46.

[20] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 314.

[21] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 2. М.; Новосибирск, 1998. С. 52.

[22] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 114.

[23] Там же. С. 115.

[24] Крапивин М. Ю. Указ. соч. С. 82.

[25] РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 378. Л. 60об.

[26] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 322, 324.

[27] Там же. С. 193, 325.

[28] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 2. С. 320.

[29] Цит. по: Крапивин М. Ю. Указ. соч. С. 89.

[30] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 162.

[31] Там же. С. 162–163.

[32] Там же. С. 163.

[33] Киевская мысль. 1914. 19 июня.

[34] Masaryk Th.I. Zur russichen Geschichts – und Religionsphilosophie. Soziologiche Skizzen. B. I u II. Verlegt bei Eugen Diederiches in Jena, 1913.

[35] Киевская мысль. 1914. 19 июня.

[36] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 162–163.

[37] Петров С.Г . Секретная программа... С. 66–67.

[38] См.: Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль начала ХХ века. М., 2008. С. 233–276, 313–342.

[39] См. там же. С. 367–388.

[40] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 156; Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 341.

[41] Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917–1941. С. 160–163; Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 344–348.

[42] Политбюро и церковь, 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 364–365.

[43] См.: Воронцова И.В. Религиозно-философские истоки «обновленческого раскола» (1917–1923 гг.) // Новый исторический вестник. 2007. № 2. С. 112–119.

[44] Антид Ото. Аристотель и Часослов: Из заметок профана по поводу «нового религиозного сознания» // Киевская Мысль. 1908. 6 нояб. С. 2.

[45] Антид Ото. Мережковский // Киевская мысль. 1911. 19, 22 мая. С. 3, 4.

[46] Антид Ото. Аристотель и Часослов. С. 2.

[47] Антид Ото. Для красоты слога // Киевская мысль. 1908. 25 нояб. (цит. по: Троцкий Л.Д. Соч. Т. ХХ. М.; Л., 1926. С. 313).

[48] Бердяев Н. Христос и мир // Русская мысль. 1908. Июль. № 1; Он же. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Он же. О «новом религиозном сознании» // Вопросы философии и психологии. 1908. № 94.

[49] Антид Ото. Аристотель и Часослов. С. 2.

[50] См.: Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Вып. 2. СПб, 1999. С. 178.

[51] Антид Ото. Две писательские души во власти метафизического беса // Восточное обозрение. 1901. 25 авг. (цит. по: Троцкий Л.Д. Соч. Т. ХХ. С. 195–199).

[52] Антид Ото. Аристотель и Часослов. С. 2.

[53] См.: Белый бычок и культура // Киевская мысль. 1909. 29 янв. (цит. по: Троцкий Л.Д. Соч. Т. ХХ. С. 311).

[54] Антид Ото. Мережковский // Киевская Мысль. 1911. 19 мая. С. 3.

[55] Мережковский Д. О новом религиозном действии: Открытое письмо Н. Бердяеву // Мережковский Д. Больная Россия. Л., 1991. С. 98–99.

[56] Там же. С. 95.

[57] Антид Ото. Аристотель и Часослов. С. 2.

[58] Взыскующие града. С. 83–84; см. также: Мейер А.А. Петербургское Религиозно-философское общество // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 110.

[59] Мережковский Д. Реформация или революция // Мережковский Д. В тихом омуте. СПб., 1908. С. 200.

[60] См.: Мережковский Д . Еще о «Великой России» // Мережковский Д. В тихом омуте. С. 129; Он же. О новом религиозном действии... С. 100, 101; и др.

[61] Антид Ото. Для красоты слога // Киевская мысль. 1908. 25 нояб. (цит. по: Троцкий Л.Д. Соч. Т. ХХ. С. 313).

[62] Антид Ото. Мережковский. С. 3.

[63] Антид Ото. Аристотель и Часослов. С. 2.

[64] Антид Ото. Мережковский. С. 3.

http://www.livejournal.com/

Subscribe

  • Мои твиты

    Чт, 14:38: Александр Гусак о разработке ФСБ РФ подольских, видновских и щербинских ... https://t.co/4mVjXMiV3S

  • Мои твиты

    Вт, 12:38: С ПРАЗДНИКОМ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ! https://t.co/CUhyipFaiG Ср, 09:50: Китай – империалистический хищник,…

  • Мои твиты

    Пн, 12:31: "Человек у окна" Юрий Стоянов генерал-лейтенант https://t.co/TXX6Tk09ud Пн, 12:40: Проверка в департаменте инвестиций…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments