АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Классная Америка. ЧАСТЬ -1.

Классная Америка
Название: Классная Америка
Автор: Димиев Айрат
Оценка: 4.5 из 5, проголосовало читателей - 42
Описание: Айрат Димиев — кандидат наук по химии, выходец из Татарстана, уехавший в 2001 году преподавать в США. Это книга об американской системе образования «глазами очевидца». Вот интервью с автором, которое, может быть, сподвигнет вас на ее прочтение.
Эта книга — не пропагандистская, она не содержит ничего, что можно было бы назвать антиамериканским или проамериканским. Это просто интересные и хорошо написанные записки учителя.
Сборники: Скандалы,интриги,расследования
Содержание:

скрыть содержание


  1. Классная Америка

  2. Айрат Димиев

  3. Глава 1

  4. Как все начиналось

  5. Глава 2

  6. Куда же мы попали

  7. Глава 3

  8. Система образования

  9. Глава 4

  10. Первые дни и первые впечатления

  11. Глава 5

  12. Дети с другой планеты

  13. Глава 6

  14. На страже конституции

  15. Глава 7

  16. Методология удовольствия

  17. Глава 8

  18. Методика преподавания, или поиграем в математику

  19. 5 + ( –8) = ?

  20. 5  – (–3) = ?

  21. –5 + (–3) = ?

  22. 25 х = 100

  23. 5 ( х + 3)  – 7 = 3 х + 12

  24. 47 + ( –68) = ?

  25. 6

  26. 34,5 г  = 34500 кг

  27. масса

  28. объем

  29. M

  30. D

  31. V

  32. Глава 9

  33. О бедном учителе замолвите слово

  34. Глава 10

  35. Взрослые игры

  36. Глава 11

  37. Ой, мамочки!

  38. Глава 12

  39. Апофеоз

  40. Глава 13

  41. Союз Советских Социалистических Штатов Америки

  42. Глава 14

  43. Американский менталитет

  44. Глава 15

  45. Чужой карман

  46. Послесловие к главе 15

  47. Глава 16

  48. По ту сторону комфорта, или в стране Герберта Уэллса

  49. хостинг сайта

Полный текст книги (читать в онлайне): http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/1000432/N_nehudlit_-_Ayrat_Dimiev._Klassnaya_Amerika.html

Классная Америка

Айрат Димиев

О книге

Айрат Димиев — кандидат наук по химии, выходец из Татарстана, уехавший в 2001 году преподавать в США. Это книга об американской системе образования «глазами очевидца». Вот интервью с автором, которое, может быть, сподвигнет вас на ее прочтение.

Эта книга — не пропагандистская, она не содержит ничего, что можно было бы назвать антиамериканским или проамериканским. Это просто интересные и хорошо написанные записки учителя.

Оцифровку книги я выполнил, поскольку издана она тиражом всего в 3000 экземпляров и до сих пор в интернете не встречалась. Все комментарии (например, по поводу незамеченных мной ошибок) отправляйте на tk@nxt.ru. Если книга вам понравится, ее можно купить на Озоне (и тем самым поддержать автора).

В связи с резко увеличившимся потоком посетителей и писем на всякий случай проясняю: я (оцифровщик книги) — не Айрат Димиев. По-моему, это было очевидно хотя бы из постоянного упоминания автора в третьем лице. Просто книга мне понравилась и я решил ее оцифровать, чтобы дать прочитать некоторым своим знакомым в далеких городах. Кстати, оцифровка книги, встречающаяся во всех электронных библиотеках (формат RTF) выполнена независимо кем-то другим и гораздо позднее (полгода как минимум). Еще в моей версии оцифровки добавлено около десятка разных ссылок по тексту книги, а также послесловие к главе 15 (см. оглавление).

Вы можете писать мне письма для простого обсуждения книги, но если хотите связаться с Айратом Димиевым — у меня нет его контактов, кроме его аккаунта на pedsovet.org, куда ему и нужно писать личные сообщения (требуется регистрация).

Теперь приятного чтения.

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Как все начиналось

Капризы судьбы

Собеседование

Кто мы

Глава 2. Куда же мы попали

Глава 3. Система образования

Ваша порция знаний, сэр

Нам и не снилось

Глава 4. Первые дни и первые впечатления

Шаг в неизвестность, или вооружен любовью

Не зная броду, не суйся в воду

Упор лежа принять

Отскочит ли голова, если долго биться об стену?

Глава 5. Дети с другой планеты

Единство в разнообразии

Что такое хорошо и что такое плохо

О правилах

Об исключениях из правил

Глава 6. На страже конституции

Глава 7. Методология удовольствия

Сплошной фан

Образовательная обслуга

Двоечник, получи свои 69 баллов

Глава 8. Методика преподавания, или давайте поиграем в математику

Умножение вприсядку

Рабочие тетради и работа в группах

Устный счет на калькуляторе

Полный ноль

Сборник сказок по химии

Знаний все меньше, оценки все выше

Глава 9. О бедном учителе замолвите слово

Аппликация как сложный механизм

О пользе компьютеризации

«Звездные войны» на уроке химии

Глава 10. Взрослые игры

Глава 11. Ой, мамочки!

Глава 12. Апофеоз

Мы будем жить теперь по-новому

Как правильно учить и оценивать

Победа абсурда в одной отдельно взятой школе

Ваши парты не прибиты к полу, или «я тоже не хочу терять свою работу»

Педагогическая иерархия

Не ваше дело обсуждать закон

Глава 13. Союз Советских Социалистических Штатов Америки

В царстве фальши и лицемерия

Кто победил во второй мировой и почему господь говорил по-английски

Это есть наш последний

Стук-стук, откройте дверь

О цене патриотизма

Глава 14. Американский менталитет

Улыбку, please

Одинокие индивидуалисты

Смотри пункт первый

Страна потребителей

Глава 15. Чужой карман

Послесловие к главе 15

Глава 16. По ту сторону комфорта, или в стране Герберта Уэллса

Посвящается моим учителямиз школы №3 города Зеленодольска

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках книгу, кардинально отличающуюся от всего написанного ранее о США российскими авторами. Вероятно, она в определенной степени поменяет представление об Америке, особенно если у вас нет собственного опыта длительного проживания в этой стране. По большому счету, все, что мы знаем о США, — это миф, имеющий так же мало общего с действительностью, как и представления американцев о России.

Что они знают о нашей стране? Что Россия — это Сибирь, мороз, медведи бродят по заснеженным городам; это цыгане, матрешки и водка, которую бородатые русские пьют в огромных количествах; ещё это русская мафия, Ленин и Сталин. Наиболее продвинутые назовут имена Владимира Путина и Марии Шараповой. И, пожалуй, все.

Это кажется смешным, но наши знания о реальной Америке не многим больше. Впечатления о США навеяны главным образом американскими же фильмами вкупе с репортажами наших журналистов. Все это не позволяет понять суть американского образа жизни, систему взглядов и ценностей, которыми американцы руководствуются и которые закладываются с детства, со школьной скамьи.

Надо сказать, что тема школьного образования, раскрываемая в этой книге, никого ранее особо и не интересовала. С другой стороны, мало кому из российских граждан приходилось сталкиваться со школьной Америкой.

Мне же довелось несколько лет проработать рядовым учителем в обычной американской школе.

Америка, которую я увидел из школьного класса, повергла меня в шок — настолько открывшаяся реальность отличалась от моих представлений об этой стране. Среди всего прочего, эта работа позволила мне лучше понять американский социум, так как школа в любой стране является важнейшим социальным институтом, где формируются основы личности и в какой-то степени — основы государственности. Поэтому значительная часть этой книги посвящена обычной общеобразовательной школе, так называемой Public School, где учатся около 90 процентов юных граждан США.

Идея написать эту книгу пришла ко мне ещё в 2003 году, когда мой приятель, главный редактор одной из татарстанских газет, попросил меня подготовить цикл статей об американской школе. Поэтому в тексте читатель может встретить нечастые ссылки на город Казань и Республику Татарстан. Статьи вышли в газете «Восточный экспресс» осенью 2003 года. Они были написаны в виде путевых заметок. Этот материал, представленный в первых одиннадцати главах, и лег в основу книги.

Последние пять глав дописаны уже в 2008 году. В них — обобщение моего американского опыта, анализ роли образования в США.

Работая над книгой, я старался писать в легкой, несколько ироничной форме. Вам судить, насколько это удалось. В любом случае надеюсь, что книга будет интересна не только педагогам и специалистам, работающим в сфере образования, но и широким слоям читателей. Особую пользу могут извлечь родители, планирующие отправить своих детей на учебу за рубеж.

Очень надеюсь, что эту книгу прочтут и люди, занятые реформой отечественного образования. Это тем более важно, что в качестве модели сегодняшней реформы, как мне кажется, используется именно американское образование. Во всяком случае, такое впечатление создается по прочтении ряда статей, появляющихся в профильных российских СМИ.

В американском среднем образовании действительно много того, чему стоило бы поучиться и что можно было бы перенять. Читатель увидит и оценит эти моменты.

К сожалению, в ходе нынешней реформы перенимаются подчас далеко не самые лучшие и сильные стороны американской системы. А разрушается как раз то, чем наша школа славилась, что нарабатывалось десятилетиями.

Возможно, эта книга поможет читателю лучше понять, к чему мы идем, подвергая нашу систему образования столь кардинальным перестройкам.

Книга получилась в определенной степени критической по отношению к системе образования США. Это не значит, что автор превозносит Россию, противопоставляя её Америке. Будучи патриотом своей страны, я отдаю себе отчет в том, что отрицательного в России пока гораздо больше, чем в Штатах. Имея возможность сравнивать, я прекрасно вижу и понимаю все наши недостатки. Но это видят и понимают все. А вот портрет школьной системы США, написанный с натуры, думаю, для многих может стать новым открытием Америки.

Айрат ДимиевХьюстон — Казань

Глава 1

Как все начиналось

Капризы судьбы

До перестройки, как известно, попасть в Штаты нашему человеку было немногим легче, чем слетать в космос. Традиционный путь — политическая и еврейская эмиграция — был сложным и кружным, он требовал полного разрыва связей и переформатирования сознания. С началом перестройки путей появилось множество — один фантасмагоричнее другого. Кто-то поехал за деньгами, кто-то за славой, кто-то в поисках надежного убежища от российского правосудия.

Знакомая шестидесятилетняя пенсионерка, бывший инженер-конструктор, в нищие 90-е отправилась в Америку прислугой в богатый дом, чтобы материально помочь своим уже взрослым детям. Другие знакомые (семейная пара) — молодые и красивые, из вполне преуспевающих по российским меркам семей — пошли на фиктивный развод (на родине) и фиктивный брак жены (в Америке) для того, чтобы сначала она смогла получить гражданство, а потом по уже протоптанной тропинке прошли муж и ребенок. Только вот когда через года полтора — как оно, собственно, и было условлено — истосковавшийся в Казани муж попытался воссоединиться с любимой, произошло неожиданное. Выяснилось, что кроме фиктивного мужа-американца у нее появился и вполне реальный друг, по иронии судьбы — казанский бандит. И бывшему мужу в новом сценарии была отведена скромная роль перевозчика ребенка. Как только дите попало к нежной матери, она заявила в полицию, что бывший российский муж агрессивно настроен, и попросила оградить их с дочерью от его притязаний. В итоге бедолага попал в тюрьму, откуда его с большим трудом вытянули родственники…

В общем, в последние пятнадцать-двадцать лет наши люди потянулись в Америку косяком. У всех разные мотивы, способы, цели, но, как правило, одно стремление — выжить и по возможности преуспеть. Приехали — значит, надо вписаться, адаптироваться, мимикрировать под среду. Все время и все силы уходят именно на это. Поэтому мало у кого возникает желание обстоятельно рассказать соотечественникам об Америке и о накопленном опыте. Вот и получается — россиян в Штатах сегодня хватает, но лучше понимать Америку мы от этого не стали. Между тем это понимание позволило бы на многое взглянуть совсем другими глазами… И мой американский опыт ценен, как мне кажется, ещё и потому, что в отличие от большинства я мог не отдавать все время и силы «этой бешеной скачке», а имел достаточно редкую сегодня возможность остановиться, оглянуться и поразмыслить об окружающем.

Судьба постучалась ко мне семь лет назад в образе случайного номера газеты «Иностранец», оказавшейся в моем купе поезда «Татарстан». От нечего делать я стал изучать его от корки до корки, в том числе и предложения трудоустройства за рубежом. Требовались, как обычно, танцовщицы в рестораны, официанты, обслуживающий персонал гостиниц, домработницы, нянечки, строительные и сельхозрабочие и тому подобное. Неожиданным оказалось объявление: «Требуются учителя физики, химии и математики для работы в США. Необходимы стаж работы и свободный английский язык». Я тогда подумал: вполне подхожу, хотя, конечно, английский у меня далеко не свободный. Подумал и забыл… Но на следующий день, выходя из вагона, газетку эту почему-то прихватил с собой.

Потом много дней я не вспоминал об этом объявлении и был занят своими почти серьезными делами. Здесь я должен немного рассказать о себе. Имею степень кандидата наук по химии (настоящую) и даже преподавал химию несколько лет в вузе. Но в те годы, как и большинство моих бывших коллег, занимался исключительно бизнесом. В то время мои дела, после довольно продолжительного упадка, снова шли в гору. Поэтому вполне понятно, что я не отнесся серьезно к объявлению в газете — даже теоретически не рассматривал возможность возвращения назад в науку либо на преподавательскую стезю. Хотя заграница как таковая меня интересовала.

И вдруг через пару недель жена говорит мне: «Слушай, я нашла для тебя работу в Америке». И показывает привезенный мною и уже благополучно забытый номер «Иностранца»! В тот момент я испытал какое-то смятение от того, что эта реклама повторно помимо моей воли стучится в мою жизнь. С тех самых пор что-либо или кто-либо периодически напоминали мне об этом объявлении. И я не выдержал — набрал на компьютере свое резюме, особо не переживая о том, как оно будет выглядеть, и отправил его по электронной почте по указанному адресу. Отказаться никогда не поздно. А так посмотрим, что из этого выйдет. Поглядим, что это за аферисты.

Вышло все очень скоро. Буквально на второй день после отправки резюме дома вечером зазвонил телефон, и энергичный мужской голос объявил, что я полностью подхожу под их требования, а также сообщил мне, что я должен в срочном порядке предпринимать в этом направлении.

А сделать нужно было немало — получить так называемый Credentials Evaluation Report. Это документ, выдаваемый американским учреждением, подтверждающий действительность российского диплома в США. Для этого нужно было всего-навсего получить новую копию своего диплома, сделать его перевод и отправить в США вместе с 220 долларами за услуги на имя частного лица в Америке. Вот здесь я впервые серьезно задумался, нужно ли мне это все.

Во-первых — трата сил и времени. Во-вторых — вопрос денег. Сумма не очень большая, но на дороге не валяется. Звезд я никогда не хватал. Деньги у меня водились, но давались большим трудом. Тем более, будучи человеком зрелым, я был хорошо осведомлен о кидалах и лохотронах. С координатором этой программы в Москве я был знаком лишь по телефону. С точки зрения здравого рассудка было верхом глупости послать двести баксов в Америку непонятно кому и за что на основании какого-то телефонного звонка. Но голос Сергея Аверина (так звали моего собеседника на том конце телефонного провода) чем-то внушал мне доверие. И потом, на такие мелкие суммы обычно не кидают. Это все больше становилось похожим на правду. Сам же этот документ мне всегда пригодится, решил я, даже если никуда не поеду. Мало ли как в будущем жизнь обернется.

Все это время — в период подготовки и отправки документов — я получал регулярные звонки не реже одного раза каждые два дня от московского координатора программы Сергея Аверина или его помощницы. Эта настойчивость, с одной стороны, удивляла. Ведь такого рода предложения на дороге не валяются. Очень многие мечтают о том, как бы свалить в Штаты под любым предлогом. С другой стороны, эта настойчивость потихоньку подталкивала меня к принятию решения.

Дело в том, что это был непростой период моей жизни, полный переоценки сложившихся ценностей и взглядов. В связи с этим я изучил огромное количество духовной литературы, из которой среди прочего усвоил, что в жизни ничего не происходит просто так. Если жизнь настойчиво подталкивает тебя к чему-либо, не надо от этого отмахиваться. Значит, именно это, с точки зрения Создателя, тебе в данный момент и нужно. Более сильной настойчивости я ещё не встречал никогда в жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://artyushenkooleg.livejournal.com/230013.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments