АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Categories:

15 сентября 1959 года советский атомный ледокол «Ленин» отправился в первое плавание.




Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.

За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

Павел Акимович Пономарев родился 12 июня 1896 года в семье крестьянина села Нименьга Онежского уезда Архангельской губернии. В 13 лет он начал трудовую деятельность рабочим на лесопильном заводе в городе Кемь, в 16 лет впервые ступил на палубу судна. Находясь на военной службе, учился в Архангельском морском техникуме и после его окончания выдержал испытание на звание штурмана дальнего плавания.

После демобилизации плавал штурманом на рыболовном траулере, а затем на пароходе «Новая Земля». Это судно незаконно было продано англичанам, и Павел Пономарев оказался в Лондоне и только в 1922 году в должности четвертого штурмана на ледоколе «Александр Невский» он смог вернуться на Родину. На ледоколе он работал без малого шесть лет.
В 1928 г. старший помощник капитана Пономарев участвовал в экспедициях на ледоколе «Красин» по спасению погибшего дирижабля «Италия» и оказанию помощи аварийному немецкому лайнеру «Монте Сервантес». В последствии командовал ледоколом «Ермак».
В 1932 г. ему было поручено возглавить экипаж ледокола «Красин». В 1934 г. "Красин" совершил небывалый поход из Ленинграда через Панамский канал и два океана в Чукотское море для спасения челюскинцев. Павел Акимович был признан лучшим ледокольным капитаном.
В период Великой Отечественной войны Пономарев возглавлял морские операции в проливе Лаперуза. Затем руководил группой наблюдения за строительством дизель-электрических ледоколов типа «Капитан Белоусов» в Финляндии, которые успешно заменили паровые ледоколы на трассах Арктики.
В январе 1956 г. Пономарев принял деятельное участие в разработке рабочего проекта первого в мире атомного ледокола, работал в группе наблюдения за его постройкой. В марте 1957 г. был назначен капитаном первого атомного ледокола "Ленин". Первые арктические рейсы, испытание атомохода во льдах. Под руководством Пономарева экипаж успешно освоил новейшую сложную технику современного судна, работающего на ядерном топливе. Капитан разрабатывал и применял на практике новую тактику ледового плавания на ледоколе большой мощности. Работа атомного ледокола «Ленин» под командованием Пономарева П.А. помогла в 1960 г. успешно провести арктическую навигацию, несмотря на тяжелые метеорологические условия.
В 1962 году Павла Акимовича из-за обострившейся болезни медицинская комиссия в море не выпустила.
Выдающийся ледовый капитан Павел Акимович Пономарев, почетный полярник, почетный работник ММФ СССР, был награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны II степени и многими медалями. Имя его увековечено в названии дизель-электрохода «Павел Пономарев».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment