АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Капиталистическое производство. Маркс в двух словах на пальцах :) (Часть 1)

Оригинал взят у yetanothervan в Капиталистическое производство. Маркс в двух словах на пальцах :) (Часть 1)

1. Введение и термины.

    Каждый из нас (большинство, ну или хотя бы многие) получают заработную плату, и хотят, чтобы она была больше. Некоторые из нас наоборот - выдают заработную плату, и хотят выдавать её как можно меньше, но такие люди прекрасно осведомлены о капиталистическом производстве. И чем меньше простой пролетарий знает о современной политической экономии, тем для них лучше.

    Получая зарплату и тратя её, каждый из нас взаимодействует с мировым капиталистическим производством и является его частью. И знать основы этого капиталистического производства жизненно необходимо любому участнику этого процесса. Обойтись без такого знания могут, например, представители племен Крайнего Севера, оторванные от капиталистического мира. Но вы-то - не оленевод. Вам необходимо четко представлять, как направлены денежные потоки, кто на вас паразитирует, каковы масштабы этого паразитирования и прочее.

 


Например - нужно представлять себе, что банковский и финансовый сектора экономики - это чистые паразиты. Производители берут в банках кредиты, выплачивают дивиденды по акциям. Реализаторы товара действуют также. А затраты на обеспечение этого - включают в стоимость товара. А если и вы покупаете товар в кредит, то доля стоимости товара, уходящая банкам, достигает 50% и выше. И именно Вы выплачиваете эту долю из своего кармана. Структурам, которые ничего не производят.

    В статье простым языком изложена теория Маркса о прибавочной стоимости и показаны выводы из неё. О том, как обустраивать производство, что бы получать прибыль. О роли рабочего. О направлении денежных потоков в мире и так далее. Но надо понимать, что изложение сильно ужато. Ряд положений даются без подробной доказательной базы. Прежде, чем переходить к, собственно, кап.производству - необходимо рассмотреть основные понятия. 

1.1. Товар

  Всё, что покупается/продается - является товаром. Например: пшеница, зерно, хлеб, комбайн. Все, что потребляется напрямую человеком - является товаром потребления. Т.е. еда, одежда, предметы быта, автомобили, жилые дома.

   Те же товары, которые не потребляются напрямую человеком, а служат для производства других товаров - являются средствами производства. Станки, производственные помещения, инструменты, сырье и т.д.

  Все эти товары обладают потребительской ценностью. То, ради чего их покупают. Книжка обладает потребительской ценностью - её можно прочитать. Еще её можно подложить под ножку шкафа. Если товар потребительской ценностью не обладает - то это не товар.

    Товары одного типа имеют одинаковую потребительскую ценность. Например: 27кг пшеницы (1 бушель), выращенной в Германии и 1 бушель пшеницы, выращенной во Франции, имеют одинаковую потребительскую ценность. Даже если какой-нибудь человек из Нового Уренгоя вырастит в теплице, в каких-то специальных условиях, 1 бушель пшеницы и потратит на это много сил, времени и средств. То такой бушель и бушель, который собрали в Поволжье за час, будут иметь одинаковую потребительскую стоимость. И обмениваться будут один к одному. С другой стороны, никто не будет обменивать пшеницу на пшеницу. Но к какой пропорции менять товары разного вида? Что имеет большую потребительскую ценность, 1 бушель пшеницы или 10 кг яблок? Скрипка или мышеловка?

  Товары, кроме потребительской ценности, обладают еще меновой стоимостью. Т.е. ценой, если выражать в деньгах. Меновая стоимость - это та пропорция, в которой совершается обмен товаров. Как узнать такую пропорцию? Сколько скрипок можно обменять на одну мышеловку? Давайте это выясним.

1.2. Меновая стоимость

      Давайте представим, что на стыке пшеничного поля и яблоневого сада живут, условно говоря, пшеничник и яблочник. Ни пшеничное поле, ни яблоневый сад не принадлежат ни тому, ни другому. Институт частной собственности не введен. Пшеницы и яблок очень много. Пока пшеница на поле - она не является товаром. Это природное. Но когда кто-то соберет её, упакует, развесит по бушелям - это уже товар. Проще понять на примере с земляникой. В лесу она товаром не является, но как только её кто-то соберет в баночку, то он превращает её в товар. Так и с пшеницей и с яблоками.

        Пшеничник может собрать 1 бушель за час. Яблочник тоже может собрать 1 бушель пшеницы, но потратит на это больше времени, например 2 часа. Аналогичная ситуация с яблоками. Яблочник за час соберет 10 кг, яблок, а пшеничник только 5. Поэтому им взаимовыгодно собрать каждый свое, а затем обменятся. Это называется разделение труда.

     Давайте рассмотрим натуральное хозяйство.

1.3. Натуральное хозяйство.

      Это производство без разделения труда. Каждый потребляет то, что сам и производит. (Дальше пойдут очень простые операции, приведены они, чтобы убрать какую-либо двусмысленность)

     Пшеничник работает 8 часов в день. За 4 часа он собирает 4 бушеля пшеницы. За другие 4 часа он собирает 20 кг яблок.

     Яблочник работает 8 часов в день. За 4 часа он собирает 40 кг яблок и за другие 4 часа собирает 2 бушеля пшеницы.

Итого:
         Яблочник: 2 бушеля пшеницы и 40 кг яблок.
         Пшеничник: 4 бушеля пшеницы и 20 кг яблок.

     Теперь они вводят обмен и разделение труда. Т.е. вводят товарное производство.

1.4. Товарное производство.

     Т.е. производство товаров с целью дальнейшего их обмена.

     Пшеничник за 8 часов собирает 8 бушелей.

     Яблочник за 8 часов собирает 80 кг яблок.

     Теперь они решают обменять каждый свою половину товаров на половину товаров другого.

Итого:
        Яблочник: 4 бушеля пшеницы и 40 кг яблок.
        Пшеничник: 4 бушеля пшеницы и 40 кг яблок.

      Как видим, обмен взаимовыгодный. Такой обмен называется обмен Товар-Товар или бартер. Далее всё это усложняется, но суть остается. Кто-то работает программистом, кто-то инженером по кондиционированию, кто-то фермер и т.д. Они взаимовыгодно обменивают результаты своего труда. (Конечно в основном такое разделение - отнюдь не из-за личных качеств рабочих, а из-за средств производства, которые значительно увеличивают производительность труда. Т.е. цех по пошиву одежды с его станками и обученным персоналом значительно эффективней будет эту самую одежду шить, чем ферма по разведению крупного рогатого скота. Но про средства производства далее.)

1.5. Деньги.

      Пшеничник и Яблочник для удобства ввели деньги. Отпечатали 10 бумажек по 100 рублей и поделили пополам. Они договорились, что 100 рублей эквивалентны 10 кг яблок или 1-му бушелю пшеницы. Деньги не имеют потребительской ценности. Т.е. их ценность равна бумаге, на которой они отпечатаны. Но существующая договоренность между Пшеничником и Яблочником наделяет их соответственной меновой стоимостью. Так и реальные деньги наделены меновой стоимостью только договором. Как только исчезнет договор - деньги превратятся в просто бумагу.

      Исторически роль денег выполняло золото. Оно имело как потребительскую ценность (как драгметалл), так и меновую стоимость. Но потом золото вывели из обращения и заменили на деньги, заключив договор, что государство обязуется обменять свои деньги на золото их предъявителю.

      Допустим, в округе появилось еще и хлопковое поле и, соответственно, Хлопчатник.  Который за 1 час собирает 1 кг хлопка. (Ему тоже напечатали 500 рублей).

      Итого:
         10 кг яблок = 1 бушель пшеницы = 1 кг хлопка = 100 рублей

     Какие удобства предоставляют деньги? Деньги, это универсальный товар.
      Допустим, Яблочнику нужен хлопок, а Хлопчатнику сейчас не нужны яблоки. Тогда Яблочник может купить у Хлопчатника хлопок за деньги.

     Если у Яблочника при этом сейчас нет денег, то он может продать яблоки Пшеничнику, а затем на вырученные деньги купить хлопок. Т.е. Яблочник продает товар за деньги, что бы купить другой товар. Происходит обмен Товар-Деньги-Товар. В сущности это тот же обмен Товар-Товар, только косвенный. Такой обмен также равноценен.

2. Происхождение(образование) товара

    Давайте немножко глобального и фундаментального. Ничто не возникает ниоткуда. Яблоки - не возникают ниоткуда. Они создаются из энергии Солнца (абсолютного колоссального источника) и биологических условий Земли. Энергии у Солнца хоть отбавляй, и оно её постоянно тратит практически впустую. Но часть всё же попадает на нашу Землю.

    Итак, яблоки (вернее яблони) получают энергию напрямую (ну там, через через оксигенный хлорофильный фотосинтез). Человеку же, что бы поддерживать жизнедеятельность, тоже необходима энергия. Но человек, к сожалению,  не может брать энергию от Солнца напрямую. Он получает её от усваивания пищи. Тех же яблок. Т.к. яблоки растут на деревьях, то человеку необходимо затратить часть энергии на их сбор - т.е. совершить труд.

   При совершении труда человек присоединяет свой труд к товару. Напомним: яблоки, растущие на дереве - еще не являются товаром. Более доходчиво: земляника в лесу - не является товаром. Но если её собрать в баночку - то тогда земляника становится товаром.

    Вот человек за 1 час собирает 10 кг яблок - он присоединяет к яблокам свой труд и они обретают меновую стоимость. Становятся равны 1 бушелю пшеницы или 1 кг хлопка или 100 рублям. Или 1 часу работы.     

    Т.е. один час труда стоит 100 рублей.

    Труд - это такой же товар. И любой человек может продать этот товар.

     Давайте вспомним, что человек не может питаться пшеницей в её натуральном виде. Он должен приложить к ней труд, чтобы та превратилась в хлеб.

    В такой цепочке: пшеница -> зерно -> мука -> хлеб

    Допустим, из 1-го бушеля пшеницы получается 10 кг зерна. Равна ли меновая стоимость 1-го бушеля пшеницы и 10 кг зерна? Нет. Т.к. для того, чтобы получить зерно из пшеницы необходимо приложить труд. Допустим, Пшеничник делает 10 кг зерна из бушеля за 2 часа. Его час работы стоит 100 рублей. Следовательно:

    1 б. пшеницы + 2 часа труда = 10 кг зерна

    или (т.к. 1 б. пшеницы = 1 час труда)

    1 час труда + 2 часа труда = 10 кг зерна = 300 рублей

    Труд в своем процессе как-бы налипает на пшеницу, и она превращается в зерно.

    Точно так же труд налипает на железную руду, на песок, деревья, на нефть и проч. и те  в итоге становятся комбайном. Допустим, комбайн рассчитан на 10 лет работы. Комбайн - это сгусток труда. Стоимость этого труда, воплощенного в комбайн, за 10 лет работы налипает на собранную с его помощью пшеницу (ну и плюс труд комбайнера).

   Т.к. такой способ производства пшеницы гораздо эффективней ручного труда, то меновая стоимость 1-го бушеля пшеницы, собранной с помощью комбайна, будет не 100 рублей, а, например, 10 рублей.   

   Кстати о средствах производства. Зерно люди тоже не едят, и поэтому его требуется перемолоть в муку. Чтобы это сделать, необходим ручной жернов или мельница.

   Допустим, Пшеничник сделал очень плохой жернов за 50 часов ручной работы. Стоимость такого жернова составляет 50 часов труда  100 рублей = 5000 рублей.

   Допустим, жернов рассчитан на 250 часов работы. А потом приходит в негодность.

Значит, 1 час работы жернова составляет: 5000 руб. / 250 час. = 20 рублей.

   Теперь рассчитаем стоимость муки полученной Пшеничником при помощи жернова.

   Из 10 кг зерна пшеничник делает 5 кг муки за 1 час.

Следовательно – мука стоит:

  10 кг зерна + 1 час труда + 1 час ресурса жернова

     =  300 рублей + 100 рублей + 20 рублей = 420 рублей (5 кг муки)

Опять же, здесь на зерно налипает непосредственный труд Пшеничника, и труд, затраченный на производство жернова.

     3. Формула стоимости товара!

   Стоимость товара = стоимость непосредственного труда + стоимость средств производств   

   Но средства производства также являются результатами труда.

   Следовательно:

Стоимость любого товара – это стоимость труда, затраченного на его производство.


   
     Капиталистическое производство. Часть 2

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments