АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Одна из угроз национальной безопасности России. ЧАСТЬ - 1.

Одна из угроз национальной безопасности России

Юрий  Московский, Русская народная линия

20.07.2012


Износ основных фондов …

Материалы на тему износа основных фондов в России под разными названиями («Ржавчина», «Износ» и др.) стали публиковаться мною с 1997 года в различных закрытых и массовых изданиях, были использованы при составлении программ политических организаций и партий, выступлений политических деятелей. Возможно, это имело какое-то значение. Тем не менее, с приходится констатировать, что ситуация, за исключением автомобильного транспорта, кажется только ухудшающейся.

«...Постепенно всё приходит в колоссальный упадок».

Экс-заместитель министра связи А.Батюшкин, 2000 год. [1]

В конце 1999 г. в то время тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин в одном из своих выступлений также затронул проблему износа. Согласно его тогдашним оценкам, доля оборудования со сроками эксплуатации до пяти лет сократилась в России с 29% в 1990 г. до 4,5% в 1998 г. Из имеющихся в России машин и оборудования более 70% эксплуатируется более 10 лет, что вдвое превышает экономические показатели развитых стран [2]. При этом объемы инвестиций в реальный сектор экономики, столь необходимые для обновления стареющих основных фондов, сократилась за 90-е годы в пять раз. Сокращались и средства, выделяемые на инновации, научно-исследовательские работы. Всё это привело не только к количественному, но и к качественному отставанию России от передовых стран [3].

Вновь Владимир Владимирович выступил на эту тему почти сразу же, как стал исполняющим обязанности Президента в январе 2000-го. Впоследствии тема износа поднималась Партией «Единство» под названием «Проблема 2003 г.», озвучивали её и Организация «Отечество», и КПРФ...

Показалось, что наконец-то и общество и власть всерьез озабочены проблемой обновления основных фондов и вот-вот начнётся долгожданная модернизация.

Но за политическими баталиями, нефтяным дождём и решением текущих задач, ИЗНОС как-то был подзабыт...

Хотя, можно предположить, что все эти 12 лет велась громадная незаметная общественности подготовительная работа, и вот-вот начнётся ОБНОВЛЕНИЕ.

Благо, что момент настал очень интересный.

Ныне ситуация очень похожа на ту, что была в конце 20-х годов прошлого века. Нам нужно обновление и мы его можем совершить на основе самого передового, что есть в мире.

Западному, да и Восточному капиталу надо куда-то вкладывать инвестиции. Норма прибыли в России колоссальна. Теоретически мы можем покупать целые технологии и на место разрушенного сразу же установить новейшие, самые современные производства.

Может быть, именно с этим связано и наше вступление в ВТО?

И действительно, последнее время о проблеме вновь заговорили, часто показывают по телевидению различные сюжеты на эту тему, центральные печатные СМИ много пишут об износе и о проблемах ЖКХ, стали сообщать и о промышленности.

Недавно на эту тему написали в «Известиях». Не удержусь, чтобы не процитировать фрагмент из этой статьи:

«Счетная палата исследовала состояние основных фондов российской промышленности и ужаснулась. Износ составляет уже 80%, половину оборудования нужно просто выкидывать на помойку. Дела намного хуже, чем в советские годы, когда перед страной стояла та же проблема, констатировали аудиторы на своей коллегии. Опрошенные «Известиями» эксперты с такими оценками согласны. Но по вопросу «что делать?» мнения разошлись.

- Анализ показал, что износ основных фондов в отдельных отраслях промышленности достигает 80%, в то время как динамика их обновления не превышает 11%. По сравнению с 1970 годом средний возраст оборудования отечественной промышленности увеличился почти в два раза. В 1970-м 40,8% мощностей имело возраст до пяти лет, а в настоящее время - лишь 9,6%, - сообщил департамент информации Счетной палаты.

Аудиторы считают, что «около половины предприятий испытывают проблемы с оборудованием, при этом отечественные производители не обладают достаточными возможностями обеспечения российских предприятий высокотехнологичной качественной техникой».

Предприятия пытаются исправить ситуацию. Но в России машин и оборудования практически не производится. Все закупается за рубежом. Таким образом, те отрасли, что могут себе позволить такие закупки, формально чувствуют себя сносно. Это телекоммуникации и сырьевой сектор. Остальные завидуют. Но даже там, где есть видимость производства отечественных устройств, они делаются из иностранных компонентов.

- Для производства российского телекоммуникационного оборудования использование производителями импортной элементной базы в среднем доходит до 80%, - заявляют аудиторы. - В буровых установках отечественного производства импортное оборудование содержится во всех комплектующих и составляет около 45% от стоимости всей буровой установки.

До кризиса экономика получала сверхдоходы, износ оборудования никого не волновал, говорит Василий Колташов из Института проблем глобализации и социальных движений.

- Сейчас конкуренция обострилась и обновление фондов стало важным. Вступая в ВТО, мы оказываемся не в самом выгодном положении, потому что есть страны, где рабочая сила дешевле, - акцентирует эксперт. - Государство в этой ситуации может не вступать в ВТО, а ускорить создание Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, облегчить движение капиталов и рабочей силы.

- Присоединение к ВТО ситуацию не ухудшит, - спорит председатель совета директоров инвесткомпании «Арбат Капитал» Алексей Голубович. - Наоборот, у нас станут строить филиалы иностранных компаний, завозить оборудование. Но передавать самые современные технологии, конечно, никто не станет.

Правда, и он признает, что присоединение ко всемирному торговому клубу «похоронит надежду на возрождение независимой промышленности». Бросается в глаза, что эксперты и чиновники ходят по замкнутому кругу. Цифры об износе гуляют с начала 90-х годов и в принципе всегда воспринимались как «страшные».

А оценка последствий присоединения к ВТО так и не выработана. Несмотря на то что Россия даже получила иностранный грант на такие исследования» [4].

Так что с каждым днем Россия приближается к рубежу, за которым последуют массовые техногенные катастрофы, вызванные не действиями террористов, не забастовками и не массовым нарушением технологических циклов, а банальной коррозией, разъевшей металл, трещинами в подшипниках и шестеренках, фундаментах зданий, словом тем, что по научному называется - износом основных фондов.

Массовое обновление, если оно действительно начнётся,  неизбежно потребует колоссальных финансовых и политических издержек, вызовет неизбежные социально-политические последствия и изменения в обществе. Какие? Это тема отдельного разговора...

Между тем исторический прецедент есть, ведь подобная проблема уже стояла перед страной в конце 20-х годов. Каким путем её удалось решить, какую цену заплатить народу - хорошо известно.

Модернизация 40-х годов также может стать нам примером. Тогда промышленность пришлось во многих регионах создавать с нуля, восстанавливать разрушенные во время войной города и деревни. Задача была в основном  выполнена всего за одну пятилетку, причём, в отличие от 30-х годов без помощи Запада, без его кредитов и специалистов.

Примером может послужить и проводимая модернизация в Китае и в других странах азиатско-тихоокеанского региона.

Однако у нас сейчас ситуация принципиально иная, чем в СССР или в Азии, ведь на территории нашей страны всё ещё имеется более 1000 радиационно- и более 2000 химически опасных объектов, десятки тысяч километров магистральных газо- и нефтепроводов, сотни тысяч тонн складированных и транспортируемых взрыво- и пожароопасных продуктов и отравляющих веществ, тысячи уникальных потенциально опасных сооружений.

В тоже время износ основных фондов достиг кое-где 80-90%, повсеместно нарушается технологическая дисциплина из-за необходимости использовать некондиционные сырье и материалы, уменьшаются затраты природопользователей на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранных сооружений и оборудования ввиду переключения средств на экономические и социальные нужды. [5]

В целом же по стране износ уже в 2000 году составил более чем 60% [6] оборудования.

Простой расчет приводит к выводу о том, что страна вот-вот окунется в хаос - машины, рельсы и трубы откажутся служить людям. Большинство городов, промышленных предприятий, электростанций, тепло- и электросетей строились в 60-80-е годы, скоро окончательно «срок годности изделий» истекает, а после «августовской революции» почти никакого обновления не было - руководство страны и предприятий были озабочены тем, как поделить, или, в лучшем случае - как сохранить имеющиеся производственные мощности и материальные ценности. О замене устаревающего оборудования иные и задумывались, но из-за нарастающего кризиса, в условиях, когда средств хватало лишь на зарплаты работникам, на это не хватало средств.

Справедливости ради стоит заметить, что проблема как таковая возникла уже в начале 80-х годов, а может быть даже и раньше. Ещё в XIX веке Д.И. Менделеев делал доклад царскому правительству об изношенности оборудования на металлургических заводах Урала.

И на всю жизнь в моей памяти останется скромный легкий учебный штурмовик Л-29, на котором я во время армейской службы работал техником. Он был выпущен в начале 60-х годов, его двигатель несколько раз выработал свой ресурс, но, тем не менее, из-за нехватки техники, командование своими приказами постоянно продлевала его срок. Планер самолета странно дребезжал, и не все фигуры высшего пилотажа можно было на нем выполнять, однако надежная машина летала.

Именно необходимость массовой модернизации и грядущей замены оборудования навела часть политического руководства СССР на мысль о необходимости изменения системы управления страной, т.к. старая, псевдоцентрализованная структура давала один сбой за другим, а нефтедолларов было всё меньше. Теперь окончательно видно, что их надежда на то, что децентрализация (которая зачастую мыслилась как законодательная констатация имеющегося) в совокупности с развязанной частной инициативой и с помощью Запада, поможет решить проблему модернизации, не сбылась.

Запад денег на закупку современного оборудования не дал, технологий мы тоже не получили, частная инициатива в промышленности по большей части ушла на дележ, а стремительная децентрализация-распад порушила имеющиеся хозяйственные связи. Например, 80% заводов, традиционных изготовителей оборудования для энергетики и топливных отраслей в одночасье оказались за пределами России. Стоимость этих поставок ныне возрастает хотя бы из-за таможенных пошлин, не говоря уже о политических составляющих.

В результате страна потеряла годы, которые придется наверстывать ускоренными темпами. Но где взять средства? Причем надо учитывать еще и то, что требует коренной реконструкции коммунальное хозяйство городов и поселков. И именно этим обусловлена реформа ЖКХ!

Из-за аварий в системе газо-, тепло- и энергоснабжения не исключена опасность их вымерзания - мы ведь не Калифорния, а страна северной цивилизации.

Еще в 1994 году работающий на Кафедре национальной безопасности Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ доктор экономических наук, профессор Прохожев А.А. [7] отмечал, что одной из основных угроз для национальной безопасности России представляет «паралич инвестиционной деятельности... износ основных фондов в промышленности достигает 50%, а в ряде отраслей (нефтепереработке и нефтехимии) - 90%. Для восстановления нормального режима воспроизводства основных фондов в этих условиях потребуется, по самым оптимистическим оценкам, 4-5 лет. Вполне реальной становится угроза, что в ходе кризиса и в результате свертывания инвестиций может быть уничтожена значительная часть промышленного потенциала России, прежде всего в «оборонке», металлургии, нефтехимии, электронике.»

Из 280 тысяч крупных и средних производств еще в 1996 году половина находилась в состоянии комы [8]. Чтобы запустить стоящее производство тогда надо было не менее полугода и громадные капиталовложения. Примером такого восстановления может служить АЗЛК.

Уже в 1996 году износ основных производственных фондов достиг, например, в Пермской области 65%. Этот регион относится, как считают некоторые, к тому большинству, у промышленного производства которых одна перспектива - упадок и деградация.

Нельзя говорить, что руководство областей не видело этой проблемы, но каждый пытался выбраться в одиночку, опираясь на внутренние ресурсы и на русское авось.

Единороссы, кстати, предлагают консервативную модернизацию, частью которой станет борьба с износом.

И чем дальше затягивать практическое решение этого вопроса, тем больше шансов на то, что неизбежная модернизация будет проведена по образцу сталинской индустриализации, т.е. путем жесточайшей политической и экономической централизации, за счет еще большего обнищания населения. Политическая и промышленная элита тоже заплатит свою цену - как за счет снижения своего теперешнего уровня жизни (сталинский директор и секретарь райкома жили гораздо беднее лавочников-нэпманов), так и за счет ликвидации своего статусного положения из-за неизбежности возрастания роли контролирующих структур - политической и финансовой полиций (которым тоже будет несладко жить на пайках).

Дабы не быть голословным, приведу факты, касающиеся некоторых ключевых отраслей экономики.

Но вначале следует сказать об одном из факторов, который подготовил Перестройку Горбачева.

Общественное мнение

В конце 80-х России для того, чтобы преодолеть техническое отставание была действительно нужна иностранная помощь. Большинство здравомыслящих людей и хозяйственники это прекрасно понимали. Но относительно иностранной помощи, как и почти по всем другим вопросам политики и хозяйственной деятельности, руководство страны на протяжении 1991-1998 гг. шло вопреки мнению специалистов и общественности.

Иллюстрационным штрихом к такому утверждению служат данные ВЦИОМ, полученные весной-летом 1992 г [9]

На вопрос: «Какие формы иностранной помощи считаете Вы наиболее желательными?» респонденты дали следующие ответы:

Формы помощи

Мнение отечественных предпринимателей

Мнение зарубежных предпринимателей

Передача передовой технологии

48

21

Обучение специалистов современным технологиям и управлению, ведение хозяйства в условиях рынка

45

34

Создание западными фирмами самостоятельных предприятий на территории Российской Федерации, свободное инвестирование зарубежного капитала

38

62

Приглашение иностранных специалистов на работу в Россию в качестве руководителей предприятий, менеджеров и т.д.

27

-

Предоставление долгосрочных кредитов

26

28

Политическая поддержка демократических реформ в Российской Федерации

-

12

Массовая поставка в страну продуктов питания

3

6

Массовая поставка в Россию потребительских товаров

-

6

Как видно из этих данных, именно передачу технологий и обучение отечественные эксперты считали наиболее значимыми для России, а «западники» видели проблему в возможности создания собственных производств, инвестировании и обучении персонала. Но ни наши, ни зарубежные специалисты не считали особо значимым поставку продовольствия, ширпотреба и «политическую поддержку реформ». Все российские правительства Ельцина - Гайдара-Черномырдина делали всё с точностью до наоборот. Почему так произошло - повод для диагноза, именуемого «отрыв власти от народа».

Что же творится ныне в нашем бывшем «народнохозяйственном комплексе», во всех системах жизнедеятельности страны и общества?

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://artyushenkooleg.livejournal.com/356980.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments