АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Categories:

Одна из угроз национальной безопасности России. ЧАСТЬ - 2.

Энергетика.

Сейчас в России нет больших сложностей с энергоснабжением потому, что стоит производство. Спад добычи и производства топливно-энергетических ресурсов в России в 1991-1995 гг. был в 1,5 раза меньше, чем падение экономики страны в целом. Производство электроэнергии снизилось в этот период на 19%. Именно поэтому удавалось сравнительно бесперебойно отапливать города и давать свет в наши дома. Философ сказал бы на это, что «нет худа, без добра». Но как долго будут светить по ночам огни реклам и будут ли наши батареи хотя бы теплыми?

Для нормального функционирования системы энергетики ежегодно требуется вводить 1,5 - 3% новых мощностей, но этого нет.

Причем опыт решения подобного рода задач есть. Благодаря концентрации средств, проводя при этом реформы, Китай одновременно строит 275 крупных энергетических объектов. Причем так называемый комплекс «Три ущелья» на Янцзы будет вырабатывать 84 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год. Специально для этой стройки по всей стране был введен дополнительный налог, поселки в зоне строительств освобождены от таможенных пошлин и подоходного налога, а предприятия, занятые в реализации программы - от всех налогов [10]

Кстати, одна из основных причин отключений электроэнергии - износ оборудования. В Якутии, например, опоры линий электропередач ставили еще при Сталине. [11]

Нефтедобыча и переработка.

Сегодня половина магистральных нефтепроводов прослужили 20-30 лет, половина труб приблизилась к критическому сроку эксплуатации. В 2000 году  доля таковых достигла 70%.

Свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтяной промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышал 80%.

Газодобыча.

Износ основных фондов в газовой промышленности приблизился к 40%. Две трети действующих магистральных газопроводов эксплуатируется более 10 лет, а свыше 25% более 20 лет.

Треть газоперерабатывающих агрегатов исчерпали свой проектный ресурс.

А между тем 40 процентов электроэнергии страны производится именно за счет «голубого топлива». [12]

Угледобыча.

Согласно последним данным, в целом износ оборудования по отрасли составил более 50%. Правда, ситуация весьма неровная. На одних шахтах износ достиг «только» 25 %, на других предприятиях, ситуация просто катастрофична - свыше 60%, а то и 90% износа.

За каждую добытую тонну угля шахтеры теперь отдают более чем вдвое больше жизней, чем в 1990 году. И это происходит не только из-за нарушений техники безопасности, но и из-за ветхой техники.

Одна из причин такого положения - непродуманное разгосударствление шахт. Их новые владельцы были заинтересованы в скорейшей прибыли, которую можно было получить за счет старых фондов, не вкладывая новых средств.

А ведь от угольщиков в немалой степени зависит загруженность топливом электростанций, без которых, как уже было сказано выше, нет современной цивилизации. От них зависит выплавка стали, без которой нет ни оборудования, ни рельсов.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт - это не только поезда и вагоны. Это весьма сложный взаимосвязанный механизм, каждый компонент которого жизненно важен.

Руководство отрасли стремится сделать ее еще более рентабельной, дабы продолжалось движение. Намечается обновлению парка подвижного состава, готовятся поистине громадные закупки отечественных электропоездов. База для восстановления и роста имеется. Для иллюстрации можно привести Казанский вокзал, с которого в день в поездах дальнего следования отправляется около 50 тысяч человек, а само реконструированное здание рассчитано на отправление 500 тысяч.

Многое сейчас в МПС делается, но достаточно ли этого, чтобы преодолеть развал? Тем более, что возрождение промышленности неизбежно потребует роста оборота транспорта и увеличение износа.

Метро

До 1991 года оно относилось к системе МПС. Ещё в 2001 году степень износа столичного метрополитена приблизилась к 80%. В первую очередь это касается производственных фондов, призванных гарантировать безопасность пассажиров. Износ вентиляционных систем превышает 87%, канализационная сеть устарела на 85%. [13]

Тяжелая промышленность

О том, какая ситуация в этой отрасли, знают все, но мало кто понимает, что наша страна ныне почти утратила возможность производить так называемые средства производства. Эта часть отрасли почти уничтожена. По некоторым данным от прежних возможностей дай бог, если осталась треть. Профильные российские заводы разорены, рабочие на них дисквалифицированы годами бездеятельности.

Это означает, что пройдет совсем немного времени, и мы вообще в принципе будем не в состоянии сами производить станки для производства оборудования электростанций, путей сообщения, добычи сырья, обороны. Да, кстати сказать, и производство самого оборудования, особенно высокотехнологичного оказывается под угрозой, т.к. все меньше людей, могущих работать в цехах. Мы вынуждены будем покупать это всё за границей (если продадут) по ценам продавца, т.к. выбирать будет особенно не из кого, в обмен на сырье, дешевизну которого будем стремиться восполнить объемами.

Причем это будет происходить в тот же период времени, когда мы сами будем остро нуждаться в сырье для обновления. Круг замкнется.

Уже сейчас нефтяники и газовики вынуждены покупать оборудование за «дальним» рубежом, т.к. отечественная промышленность зачастую не в состоянии обеспечить необходимое качество.

Химическая промышленность

МЧС считает, что наибольшую тревогу вызывают предприятия Уфы, Волгограда, Екатеринбурга, Перми, Дзержинска [14].

Сельское хозяйство

В мире считается, что развитая страна должна располагать в год не менее 1 тонны зерна на душу населения, чтобы обеспечить полноценное питание граждан. [15] С учётом импорта считается, что Российской Федерации необходимо иметь ежегодно не менее 75 миллионов тонн зерна.

Перед началом рыночных реформ на 1000 га пашни в РСФСР имелось тракторов в 3 раза меньше, чем в США, зерноуборочных комбайнов - в 2,1 раза меньше. Да и качество имеющейся техники было гораздо хуже американской.

Особенно сильный удар по обновлению фондов был нанесен в 90-е годы. Тогда, по сравнению с 1990 годом поставка селу тракторов и грузовых автомобилей сократилась в 38-40 раз, зерноуборочных комбайнов в 15 раз, плугов - в 100 раз. В 90-е годы были разворованы и погибли материально-технические ресурсы многих хозяйств.

При сохранении сложившихся тенденций сельское хозяйство в ближайшие годы лишится отечественного машинно-тракторного парка. [16]

Сельские умельцы кое-как из трех полуразвалившихся тракторов собирали один. Но как надолго должно было хватить «запасов» техники, оставшейся со времен Советской власти?

Российскому сельскому хозяйству ныне требуется минимум 2,6 миллиона тракторов, 520 тысяч комбайнов, сотни тысяч единиц другой техники...

Согласно данным статистики, в 1994-1997 гг. машинно-тракторный парк сельского хозяйства России ежедневно сокращался на 225 тракторов и 67 зерноуборочных комбайнов. Это равносильно тому, как если бы каждый день в течение последних лет уничтожались 4 крупных сельскохозяйственных предприятия.

В 1990 году в агропромышленном комплексе страны насчитывалось 111 тысяч тракторов «Кировец». В начале века число сократилось до 43 тысяч, из которых свыше трети машин выработали свой ресурс. В 1998 г. «Кировский завод» поставил селу всего 3,7% машин от объема 1990 г. По мнению тогдашнего министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Виктора Семенова, если в течении двух-трех лет не предпринять мер к обеспечению сельхозпроизводителей машинами, то проблемы с АПК отпадут сами собой по причине кончины отрасли [17]. Однако меры приняты не были и.... ОБОШЛОСЬ.

Отсутствие четкой государственной политики поддержки отечественных производителей привела к тому, что, например, в 1995-1998 гг. на закупку западной сельскохозяйственной техники было потрачено 931,6 миллионов долларов. Если бы эти средства были потрачены внутри страны, то удалось бы закупить технику, обеспечить рабочими местами 137 тысяч человек и сэкономить бюджету 215,1 млн. рублей [18]. Закупки зарубежной сельхозтехники - мина замедленного действия, т.к. привязывает наших сельхозпроизводителей к импортным запасным частям, которые весьма и весьма недешевы...

С 1990 по 1997 гг. выпуск сельскохозяйственной продукции сократился на 63%. Не используются или используются с убытком свыше 60% пригодных для пахоты земель. Из сельскохозяйственного оборота по различным причинам уже исключено 30 миллионов гектаров пахотной земли [20]. В результате производство зерна сократилось со 104, 3 миллионов тонн в среднем в 1986-1990 гг. до 47 миллионов тонн в 1998 г. и 45 миллионов в 1999 г. [21]

Металлургия

За годы реформ по «схеме Гайдара» были скуплены за бесценок 77 предприятий металлургии. Из 38 миллионов тонн проката, выпускаемых предприятиями металлургии, только 35% потреблялось российской промышленностью. [22]. Это поставило металлургию в полную зависимость от экспорта, превратив в заложницу мирового рынка. В случае если начнется широкомасштабная замена оборудования, стране потребуется не менее 60 миллионов тонн металла в год. Но способны ли будут наши предприятия, привязанные к мировым ценам, лишенные оборотных средств, закупить такое количество металла?

Или же правительству страны придется действовать уже изрядно подзабытыми директивными методами?

Автомобильный транспорт.

Количество автомобилей неуклонно растет. А более 2/3 имеющихся в России автомобилей старше 3 лет. Им (в особенности подержанным импортным машинам) требуется колоссальное количество запасных частей, которые многим не по карману. Это увеличивает аварийность на наших дорогах, внося свою долю в те ежегодные 30-40 тысяч погибших и умерших в результате автокатастроф.

Вот данные официальной статистики.

За 2009 год в Российской Федерации произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 человека получили ранения.

За январь-октябрь 2010 года в Российской Федерации произошло 164 036 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 21 328 человек, а 206 489 человек получили ранения [23].

Водный транспорт.

На долю водных перевозок в мире приходится до 70% всего объема транспортировок.

Почти 60% судов транспортного флота России, еще остающегося в строю, подлежала списанию еще в 1998 году.

Согласно аналитическим материалам МАП РФ по защите конкуренции на рынке судостроения, в настоящее время отечественный флот практически исчерпал срок службы.

По данным Союза российских судовладельцев, сокращение российского флота вынуждает ежегодно расходовать на фрахт зарубежных судов от двух до четырех млрд. долларов. Если в 1991 г. отечественный флот перевез 65% экспортно-импортных грузов, то в 1997 г. на его долю пришлось лишь 6% - в 10 раз меньше [24].

Россия как морская держава утратила свои позиции на рынке морских перевозок, скатившись с 6-го места в конце 80-х на последние места в мировых рейтингах. Торговый флот основных пароходств сократился втрое - до 247 судов суммарным дедвейтом (грузоподъемностью) 3,2 млн. тонн

Из-за того, что морские перевозки из-за этого осуществляются на зарубежных судах стоимость импортного продовольствия на наших прилавках по оценкам специалистов на 20-30% дороже [25]. Удельный вес зарубежных судоходных компаний в перевозке грузов в Россию весьма высок, кроме того, более 30% из них перерабатывается в зарубежных портах [26].

«При определенных обстоятельствах, Россию можно поставить на колени буквально за две-три недели», - считает бывший начальник Балтийского морского пароходства Виктор Харченко.

Но это хотя износ судов дело хотя и печальное, но (как бы не цинично звучало высказывание) еще не совсем смертельное. Проблема в другом. Как явствует из материалов «Счетной палаты»: «Проведенная в 1998 году комплексная проверка показала, что техническое состояние отдельных шлюзов и других гидротехнических сооружений не соответствует требованиям, что может привести к авариям с затоплением значительных территорий и прекращением судоходства на отдельных участках Единой глубоководной системы России... Практически прекращено проведение необходимых эксплуатационных мер по обеспечению безопасности многих гидротехнических сооружений, что может привести к негативным последствиям и поставить под угрозу жизни тысяч людей».

Шлюзы, как, впрочем, и большинство ГЭС европейской части страны, возводились в 30-50-е годы. Страшно представить, что произойдет, случись авария на Рыбинском, например гидроузле. Ярославскую область просто смоет.

Сейчас на территории России 60 тысяч гидросооружений, многие из которых подпирают по шесть и восемь кубокилометров воды, из которых шесть тысяч работают больше ста лет, 6,5 тысяч, они требуют капитального ремонта, 400 - находятся в аварийном состоянии...[27]

Сегодня средний возраст российских кораблей, еще не плавающих под мальтийско-либерийскими знаменами составляет свыше 25 лет. В настоящее время начала реализовываться программа пополнения флота новыми судами. Но без поддержки государства она не реализуема. Впрочем, как констатируют в частных беседах чиновники Минтранса, российского торгового флота уже почти нет [28]. Мы не только в отношении границ, но и в отношении осуществления торговых связей под российским флагом оказались отброшенным на триста пятьдесят лет назад.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://artyushenkooleg.livejournal.com/357166.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments