АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ФАШИЗМА

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ФАШИЗМА

Собственно «восстановление доброго имени» (именно так переводится с латыни «реабилитация») фашизма на Западе никогда не прекращалось. В разное время, с разной степенью интенсивности им занимались и занимаются достаточно широкий круг людей, от политиков до учёных и деятелей культуры. С началом горбачёвской перестройки к этому процессу подключились «реформаторы» России, особенно та часть «марксистов-ленинцев», которые ранее плодовито и небескорыстно «развивали, защищали, пропагандировали единственно верное учение», наподобие академика Т.И. Ойзермана. В прошлом авторитетного знатока и апологета К. Маркса, а сегодня «знатока» Фридриха Ницше - идейного предтечи фашизма.

Принимая во внимание негативную коннотацию понятия «фашизм» в России и послевоенном мире вообще, речь идёт скорее об инсталляции, методичном вкапывании в духовную жизнь подменённых образов изуверских политических режимов. Фашизм уже не репрессивная диктатура финансового капитала, а «консервативная революция» (термин Меллера ван ден Брука), биологические бредни Конрода Лоренца не расизм, а теории «национальной идентификации», «этнической целостности» народа и т.д.

Создание «позитивного облика» и «восстановление доброго имени» фашизма в России началось с заполнения печатного пространства, книжного рынка фашистским идейно-теоретическим наследством. Массовым тиражом были изданы «Майн Кампф» А. Гитлера, произведения Освальда Шпенглера, Артура Меллера ван ден Брука, Габриеле Д’Аннунцио, Эрнеста Юнгера, Мартина Хайдеггера. Книжные полки заполнили разноформатные книги Ф. Ницше и русского философа И. Ильина, активного соучастника нацистских сборищ 20-30-х годов прошлого века в Германии. Одновременно началась теоретическая работа по «восстановлению доброго имени» антигуманистической идеологии. Для кремлевского олигархата жизненно важно размежевать, отделить идейные конструкции от изуверской, расистской практики фашизма. Произвести инфильтрацию общественного сознания русского народа, пропитать его ложными ценностями, терминологическим аппаратом постмодернизма, симулякрами жизненных установок.

Подготовив сценарий, закрепив актёров, трансформационный театр начал работу. Академическая наука «отбеливает» Ф. Ницше, М. Хайдеггера. Политическое евразийство, консервативные и националистические партии и группки, во множестве возникшие в России, осваивают О. Шпенглера, А. Меллера ван ден Брука, К. Лоренца, Э. Юнгера, X. Аренд, перемешивая их с русскими теоретиками консерватизма и монархизма Л. Тихомировым и К. Леонтьевым. Детские магазины заполонили модели оружия и боевой техники «вермахта». На телеэкране «герои» одеты, в основном, в форму эсэсовцев, а «Иван» появляется только в «расхристанном» и глупом виде. «Чёрная», «серая», «жёлтая» пропаганда делают свое гнусное дело.

Фашизм, будучи идеологией самых агрессивных, самых реакционных кругов финансовой буржуазии, в идейном плане заимствует всё реакционное, всё жестокое, бездуховное, кровавое. Фашизм отвергает все великие завоевания человеческой культуры, гуманистические идеи разума, просвещения, прогресса. Фашистам чужды и лучшие традиции национальной общественной мысли, национальной культуры. Однако что касается главного - апелляции к мифу и мистике, апологии иррационализма и насилия, - то в этом фашисты были последовательны, безоговорочно использовали наработки своих идейных предшественников.

Разумеется, огромное и самое непосредственное влияние на фашистских теоретиков оказал Ф. Ницше. Идеолог немецкого фашизма А. Розенберг, да и сам Гитлер, высоко оценивали Ницше за «борьбу против знания», за его нападки на «материалистическую чуму», за его борьбу против «безумия масс». Муссолини в 1908 г. даже написал большое эссе о Ницше «Философия силы», в котором утверждал, что Ницше - самый гениальный мыслитель XIX века.

Основным положением, которое служит исходным пунктом философии Ницше, является его знаменитое утверждение: «Глубочайшая сущность бытия есть воля к власти». Эту волю к власти философ возводит в принцип всей жизни: «Всякое стремление есть не что иное, как стремление к власти. Воля к накоплению сил есть специфическое свойство явлений жизни, питания, рождения, наследственности, общества, государства, обычая, авторитета». Этот принцип признаётся Ницше универсальным: «Желание сделаться сильнее присущее всякому центру силы, является единственной реальностью - не самосохранение, а желание присвоить, стать господином, стать больше, сделаться сильнее». В такой трактовке воля к власти, несомненно, импонирует А. Чубайсу, М. Прохорову, А. Дворковичу, любому лавочнику на бесчисленных базарах России. Сегодня мораль «воли к власти» прививается каждому человеку, особенно молодежи. Не хочется быть успешным? - значит ты «лох», «лузер», попросту неудачник, никчёмное существо

Для Ницше есть две морали: «низшая» - рабская, плебейская мораль, и «высшая» - господская мораль. Знатные должны чувствовать себя людьми высшего ранга. Ницше воспевает благородных, сильных, знатных, светло-русых, воплощающих в себе всё изящное и тонкое. Он ненавидит «черноволосых», покорённую расу Европы, т.е. народ - «низшую», бессильную, угнетенную «расу», дышащую злобой и завистью к господам. Он воспевает отвагу господ в минуту опасности, их прямоту и смелость в борьбе с врагами. Ницше смеётся над «простаками», следующими морали, которая боится сделать открыто ложь своим основным принципом. Настоящая ложь, смелая, «честная ложь была для них делом слишком непосильным». Мир сам по себе ложен. Всё дело в том, какая иллюзия полезна для жизни, способствует укреплению воли к власти. Ницше протестует против тех, которые не хотят быть обманутыми. «Почему мир, который нас касается, не может быть фикцией. Почему же и не быть обманутым? Это никак не больше, чем нравственный предрассудок». Воля к власти определяет себя через инстинкт. Та или иная картина мира определяется инстинктом роста, могущества. Только инстинкт гарантирует правильное представление о мире. Различные «типы» людей создают себе представление о мире в зависимости от наличия воли. «Наибольшей реальностью» обладает тот мир, который создан более могущественной «волей к власти». То есть это мир Ельцина, Путина, Медведева, Усманова, Сердюкова, местечковых «воров в законе». Это мир, который «творят» Сванидзе, академики Сахаров, Чубарьян, доктор исторических наук Нарочницкая и другие лакеи кремлевского режима.

Предпочитая насилие в качестве решающего средства «социального укрощения» трудящихся масс, Ф. Ницше не отказывается и от приёмов и методов их духовного подавления. В большей степени этой цели, по мнению философа, служит религия. Она самое действенное средство, чтобы приручить раба. Альянс кремлёвской власти с РПЦ является лучшей иллюстрацией действенности советов Ф. Ницше.

Большое воздействие на формирование принципов фашистской идеологии оказали взгляды современника нацистов — немецкого философа Освальда Шпенглера. Особенно идеи упадка культуры и расовые экзерциции. Появление так называемого четвёртого сословия, массы (рабочего класса) Шпенглер считает решающим свидетельством гибели культуры, так как масса принципиально отвергает культуру. С другой стороны, «массам противостоит и массой руководит элита - небольшое число творческих голов, открывателей-организаторов». Шпенглер пришёлся по вкусу фашистам потому, что проповедовал общественное неравенство, деление на избранных, «имеющих врождённое право повелевать», и подчинённых, «дистанцию ранга». Фашистам импонировал призыв философа к жестокости, крови и войне как «вечной форме высшего человеческого бытия», требование защитить западную культуру от «азиатов».

В работе «Язык политики» (1933 г.) Шпенглер писал, что «русская душа» характеризуется отсутствием воли, склонностью к подчинению, страстью к бродяжничеству. На основании этого доказывалось, что Россия - это «необъятная колониальная область». «Порядок в собственной политике является предпосылкой для большой хозяйственной работы на востоке». С большой настойчивостью Шпенглер «обосновывал» тезис о том, что Россия - не самое восточное из европейских, а самое западное из азиатских государств. «Россия как духовно, так и политически принадлежит к Азии». «Настоящий русский нам духовно чужд, так же чужд как индус или татарин». «Не давайте вводить себя в заблуждение географическим понятием «Европа», которое возникло благодаря напечатанной в 1500 году карте, - в действительности Европа оканчивается на Висле». Россия «создала кроткую народность, безропотную и тоскующую, духовно растворяющуюся в равнинных далях, не имеющую собственно личной воли и склонную к подчинению». Совершенно очевидно, что генезис фашистских идей во многом шёл от идей Шпенглера. Фашисты восприняли его отказ от разума, отрицание причинных связей и законов, подмену их мистическим учением о «душе», которой наделена якобы каждая культура, каждая «раса», о непреодолимости «судьбы» и т.п.

Теоретическая база фашистской идеологии была обширна. Выделив Ницше и Шпенглера, еще раз акцентируем внимание на поддержке фашизма буржуазной интеллигенцией. Когда нацисты пришли к власти, большинство преподавателей и профессоров университетов и других высших учебных заведений их поддержали. Генрих Манн в 1935 году совершенно определенно указывал на активную роль профессуры в пропаганде нацистского режима. Огромную роль в легитимации нового порядка сыграл также учительский корпус. Большинство учителей «третьего рейха» были активными фашистами.

Поэтому неудивительно, что в современной России профессор Н.В. Мотрошилова выступает адвокатом убеждённого нациста М. Хайдеггера, причисляя его к когорте выдающихся мыслителей, считая «философом номер один». Хотя на Западе господствует диаметрально противоположная тенденция, причисляющая работы Хайдеггера к идейным источникам фашизма. Профессор A.M. Руткевич пишет об идеологии «консервативной революции» в Германии 20-х годов прошлого века. Лидер «Международного Евразийского движения», доктор политических наук А.Г. Дугин - профессор МГУ - предсказывает возникновение в России «подлинного, настоящего, радикально революционного и последовательного, фашистского фашизма» (Дугин А. Фашизм - безграничный и красный). Он убеждён, что «фашизм - это Третий Путь. Фашизм не имеет ничего общего с крайним национализмом, с неким национал-радикализмом, на грани шовинизма и расовой ненависти. ... Русский фашизм - это сочетание естественного национального консерватизма и страстного желания истинных перемен». В многочисленных интервью Дугин признаётся в своих симпатиях к итальянскому фашизму и раннему немецкому национал-социализму. Третий рейх выполняет образцово-показательную функцию для его собственных идейных построений. А примером для подражания являются два важных функционера НСДАП - братья Отто и Грегор Штрассеры, игравшие значительную роль в создании нацистского движения. Следует отметить, что идеи и образы Штрассеров играют сегодня немаловажную роль в немецком неонацизме.

Объектом пристального внимания А. Дугина является нацист и философ М. Хайдеггер, защите и обоснованию убеждений которого посвящены книги: «Постфилософия», «Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала», «Мартин Хайдеггер и возможность русской философии».

Газета «Завтра», где А. Дугин частый автор статей, тщательно камуфлирует его фашистские убеждения и сентенции, позиционируя Дугина самобытным критиком глобализации и гегемонии Америки после окончания «холодной войны». А.Г. Дугин активный член Изборского клуба - клуба русских патриотов-державников.

Контрреволюция в России ярко высветила политические и идейные пристрастия многих активистов разгрома страны. Поэтому закономерно их пристрастие к особо нетерпимым противникам Советской власти. Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты! По посмертной славе и почёту выделяется дореволюционный философ Иван Александрович Ильин. Философ не первого ряда, не гений «науки мудрости», но единственный удостоившийся перезахоронения в России. Правда, и компания соответствующая: генералы Деникин и Каппель.

Работы И.А. Ильина опубликованы в РФ широко и многократно. Собр. соч. в 10 т.т., Соч. в 2-х т. - в 90-е годы; Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М., 1998; И.А. Ильин: pro et contra. СПб, 2004; Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения, М., 2006 и т.д. Думается, что лучше Ильина за него никто не скажет.

Германский период жизни философа (1922-1938 гг.) интенсивен, плодотворен, насыщен активной политической деятельностью. Преподаёт в качестве профессора в Религиозно-философской академии, Русском научном и Берлинском университетах. Участвует в деятельности белоэмигрантстких организаций, посещает собрания и митинги набирающих силу нацистов. С восторгом принимает идеологию фашизма. Пишет большую работу «Национал-социализм». С приходом к власти Гитлера пытается вступить в НСДАП. Ивана Александровича в партию не приняли. Несомненно, «трагедия». Но причина банальна и проста. Фашиствующий философ И.А. Ильин - эмигрант, а НСДАП - националистическая партия.

С принятием расовых законов в 1935 году население Германии разделено на два разряда. Первый - «граждане рейха» - это немцы арийского происхождения. Только они наделялись политическими правами. Ильин - полукровка (мать - немка, отец - русский), эмигрант, отнесён ко второму разряду, т.е. неблагонадёжен, лишён политических прав. Пути философа и нацистов расходятся. В 1938 году Ильин выехал в Швейцарию (не бежал, не выслан). Тарантул не ужился с другими тарантулами.

Но философ не в обиде на своих идейных друзей. В работе «Наши задачи», фрагмент «О фашизме», в 1948 г. он обосновывает необходимость и правомерность фашизма как диктатуры, как идеологии, как социальной психологии, как «явления здорового, необходимого и неизбежного» против социализма. Ильин пишет: «Во время наступления левого хаоса ... необходима концентрация государственно-охранительных сил направо. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктариальном. Так было ... так будет и впредь». Статья «О фашизме» - готовая программа действий для правительства в случае роста протестных настроений.

Иван Александрович Ильин современен, актуален и ценен для правящего кремлёвского режима тем, что в большой работе «Путь духовного обновления»:

1. Теоретически обосновал: «Коммунизм ведет людей по ложному и обреченному пути. Коммунизм противоестественен... Коммунизм противообщественен... Коммунизм осуществим только при помощи системы террора... Коммунизм не ведет к справедливости... Коммунизм отнюдь не освобождает людей...» («Путь духовного обновления», 2. Ложный путь»).

2. Теоретически обосновал частную собственность: «Обосновать частную собственность - значит показать её необходимость для человека, её жизненную целесообразность и её духовную верность. Это значит указать те существенные свойства человека - естественные, инстинктивные и духовные, - в силу которых частную собственность нужно признать, принять, утвердить и оградить» («Путь духовного обновления», 3. Обоснование частной собственности; 4. Социальное понимание собственности).

По существу всех своих работ, высказанных идей И.А. Ильин - идеолог социального реванша. Ослепляющая злоба, ненависть к коммунистическим идеям Советской власти являлись побудительным стимулом всей его жизни.

Н. Бердяев в пространной и обстоятельной рецензии «Кошмар злого добра» на книгу И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой» даёт точную и ёмкую характеристику апологету фашизма. «Мышление И. Ильина глубоко антиисторично, он не видит исторического процесса, не проникает в его смысл. ... И. Ильин - не русский мыслитель, чуждый лучшим традициям нашей национальной мысли, чужой человек, иностранец, немец. ... И. Ильин обречён быть философом и моралистом тех слоёв русского общества, которые отодвинуты в прошлое и принуждены злобствовать».

В России 2000-х думают иначе. У президента Путина философ - любимый мыслитель и патриот-государственник, которого с удовольствием цитирует. В 2009 году Путин даже оплатил из «собственного кармана» надгробие на могиле И. Ильина при перезахоронении на кладбище Донского монастыря. Восхищаются Ильиным как «патриотом-державником» Г.А. Зюганов - лидер КПРФ и члены Изборского клуба, основавшие в Екатеринбурге институт его имени и соорудившие в 2012 году памятник в годовщину 130-летия со дня рождения философа. Идейные реабилитационные процессы и теоретические изыскания в фашистском наследии, зачастую выдаваемые за научные исследования, далеко небезопасны, как их нередко позиционируют. Многие годы наблюдается настойчивое сравнение современной РФ с Веймарской Германией, послужившей стартовой площадкой Третьего рейха. Фашизм жаждет реванша.

Б.К. Кучкин


http://svoim.info/201329/?29_3_1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments