АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ — Общество потребления.

Оригинал взят у nikolino в РЕПТИЛОИДНОЕ ИГО-ИГО РЕПТИЛОИДОВ!
Оригинал взят у keltraf в РЕПТИЛОИДНОЕ ИГО-ИГО РЕПТИЛОИДОВ!

.

Особое место в России занимает культура потребления. Журналист А. Заспа в статье «Грешный креатив» в газете «Невское время» (2007 г.) пишет: «Из нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ — идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках». Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

О главной пагубе общества потребления писал доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом»[2].

Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.

Современное российское общество потребления уже не руководствуется понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей, сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния окружающей среды – эти вопросы российские граждане считают второстепенными.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.


В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выяснили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и является главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все, кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег.

Британские ученые доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность. Таким образом, высокий уровень воровства в России является как раз следствием низкого нравственного уровня и отсутствия четких моральных устоев.

Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы. Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.

Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.

Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).

В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% — «полностью согласны», 32% — «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.

По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.

Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.


Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов»; «Криминальная субкультура в последние годы масштабно проникает и в массовый культурный продукт – художественные фильмы и сериалы, блатные песни, звучащие по радио, в ресторанах, кафе, транспорте, детективы и боевики (которыми завалены все книжные прилавки), даже в рингтоны для мобильных телефонов». Подмечено, что главный герой наших кинофильмов и сериалов – «хороший» бандит («Бумер», «Бригада», «Брат» и др.), а отнюдь не борец с криминалом. По данным опросов, больше половины наших сограждан систематически использует блатной жаргон и т.п. На наших телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам.

Социологи констатируют, что «сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова (Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.

Даже экономическое благополучие государства сильно зависит от нравственного уровня общества. Если бизнесмен будет использовать аморальные способы для достижения цели, то сначала он может быстро обогатиться, но в дальнейшем никто не захочет иметь с ним дело, так как не будут ему доверять. В определенные годы русским купцам не нужно было заключать письменные договоры между собой, потому что слово купца было крепче любой подписи. Сегодня многие зарубежные компании выделяют значительные средства на социальные проекты, так как понимают, что поддерживая незащищенные версты населения, способствуют достижению социальной стабильности, что в свою очередь будет положительно влиять на их бизнес. А что происходит с экономикой, когда падает мораль? Если число людей, учитывающих общественную поправку (моральных людей) уменьшается, то эффективность общества в целом падает (функция общественной полезности уменьшается). Это значит, что в проигрыше остается

подавляющее большинство. Конечно, некоторые паразиты могут на этом нажиться. Но вот какие побочные эффекты случаются от такой наживы. Когда турецкий султан Мехмед II взял Константинополь, он был очень удивлен тем, что при нищенском положении армии защитников города, знать была очень богатой, не дала на оборону города денег. Судьба этой знати оказалась очень печальной - султан их казнил, так как если они заботились только о своей выгоде и не думали о спасении города, то будут опасны и для новой власти. Таким образом, экономика и мораль тесно связаны друг с другом. Государство с сильными моральными устоями будет только развиваться, а государство, погрязшее в разврате и подлости - обречено.

Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводили к плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на два противоборствующих лагеря – старообрядцев и никоновцев, а после смерти Петра Великого – к смутным для России временам дворцовых переворотов. Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны «плоды» излишней приобщенности русского общества к западу: эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ от традиционного русского патриархального семейного уклада – обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал отказ от царской власти и попытка заменить ее сурогатом демократического правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества.


Среди основных причин падения нравов в пореформенной России обычно отмечаются следующие. Общее ослабление контроля над поведением граждан, трансформация которого, как показывает история и опыт других стран, характерны для «турбулентных», изменяющихся обществ, и неизбежно сопутствуют радикальным реформам. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики. Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля.

Нравственное состояние общества, которое сторонники «экономического детерминизма» склонны игнорировать, относя, по их явно уничижительному выражению, к «так называемой социалке», имеет в системе социальных процессов, по-существу, многокомпонетный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) основу того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем современной России.

Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества. А. Ю. Мягков и С. В. Ерофеев отмечают, что «в теориях социальной интеграции рост самоубийств традиционно считается важным признаком усиления напряженности и самодеструктивности в обществе, являющихся, в свою очередь, следствием глубоких девиаций в социальных структурах и отсутствия ценностно-нормативного единства» … «продолжающийся рост самоубийств - это та цена, которую мы до сих пор вынуждены платить за нецивилизованные формы перехода к рынку».

Подавляющее большинство наших сограждан, как демонстрируют опросы, выступает за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля. Аналогичные инициативы наблюдаются в органах власти, а также в Общественной палате, члены которой заявляют, что «главная проблема современной России - падение морально-нравственной культуры». Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая потребность. Наше общество деградирует с большим ускорением. Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями.

Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях экономического кризиса и высокой социальной напряженности, вызванной в основном недовольством действиями существующей власти. В любой момент недовольство внешними раздражителями может совпасть с внутренним разладом и сподвигнуть общество на решительные меры по перемене существующей действительности. Экономических мер удержания общества потребления в нужном русле явно недостаточно для российской действительности, о чем свидетельствует наша история. Каждое падение морали в России сопровождалось невиданным подъемом последней через некоторое время и в результате серьезных преобразований. Тем удивительнее наблюдать действия нашего государства, а точнее власть придержащих, официально выступающих за укрепление идей патриотизма, любви к Родине, воспитания нравственной основы в подрастающем поколении, а реально потакающих растлительной деятельности СМИ, увеселительных и развлекательных заведений, реализовавших значки с возрастным ограничением на телевидении вместо введения полноценной цензуры. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны – только таким образом можно будет достичь желаемого результата.

Источники:

1. Леонид Чуприй, кандидат философских наук, доцент, Директор Центра социально-политических исследований «Генезис» - «Падение нравственности в российском обществе».

2. Юревич Андрей Владиславович, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН - «Нравственное состояние современного российского общества».

3. Финансовая и экономическая информация: КАПИТАЛ.РУ

4. ВЦИОМ

5. Левада-центр

http://i-rsi.ru/articles/obshchestvo/zagovor_protiv_rossii_unichtozhenie_morali_i_nravstvennosti/


[1] Анализ положения детей в РФ. М.: ЮНИСЕФ, 2007; Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», М.: Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2006 г.

[2] Новый обскурантизм и Российское просвещение журнал «Скепсис»

А. Н. Федосеев


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments