АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

Category:

Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова-Гринберга

7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону родился знаменитый фоторепортер Марк Марков-Гринберг. Его работы, ставшие настоящими символами своего времени, прочно заняли место в классике советской фотографии. Представляем вам знаковые работы автора периода 30-40х годов.


1. Повариха, 1930 год.

Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма».

Markov Grinberg02 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

2. Портрет шахтера Никиты Изотова, 1934 год.

Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли.

Markov Grinberg03 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

3. Военно-спортивная игра «Зарница», 1930-е годы.

В первые десятилетия Советского Союза – период глобальных перемен – перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность.

Markov Grinberg04 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

4. «Девушка с веслом», ночью в ЦПКиО им. Горького, 1930 год.

Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения.

Markov Grinberg05 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

5. Встреча иностранной делегации у Белорусского вокзала. Площадь Тверской заставы. Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка), 1931 год.

Markov Grinberg06 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

6. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине, 1932 год.

На заднем плане – Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.

Markov Grinberg07 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

7. На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год.

Markov Grinberg08 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

8. В пионерском лагере. Рыболовы, 1930-е годы.

Markov Grinberg09 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

9. «Первая на селе». Кабардино-Балкария, 1934 год.

Markov Grinberg10 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

10. Под парусом на озере Селигер, 1930-е годы.

Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью.

Markov Grinberg11 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

11. Молодежная сельскохозяйственная бригада. Уборка урожая зерновых. Юг России, 1930-е годы.

В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.

Markov Grinberg12 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

12. «Поворот истории» (Другое название: «Отныне и навсегда»). Снятие орлов и установка звезды на башне Кремля, 1935 год.

Из воспоминаний автора о работе над снимками: «Полез я на башню, на которой была смонтирована довольно примитивная конструкция – ни теперешних, принятых в таких случаях ограждений, ни иных средств техники безопасности не применялось. А тут еще звезда в кадр не входит – надо вылезать на какой-то кронштейн. Страшно было. Но немного привык к высоте и все же снял. Правда, пришлось делать панораму из двух кадров объективом 35 мм – в один кадр звезда все-таки не уместилась…»

Markov Grinberg13 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

13. «Счастливое материнство», 1935 год.

Советскому народу предоставлялся выбор – становиться героями или рождать новых героев.

Markov Grinberg14 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

14. Динамовки, 1935 год.

Markov Grinberg15 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

15. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади, 1936 год.

Markov Grinberg16 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

16. Волгарь, 1939 год.

Markov Grinberg17 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

17. За Родину! 1943 год.

Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха.

Markov Grinberg18 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

18. Клятва воина, 1943 год.

В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».

Markov Grinberg19 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

19. На Курской дуге. Обкатка пехоты танками, 1943 год.

Markov Grinberg20 Советская эпоха в самых знаковых фотографиях Маркова Гринберга

20. Западная Пруссия, Германия, май 1945 года. Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша).


http://planeta.moy.su/blog/sovetskaja_ehpokha_v_samykh_znakovykh_fotografijakh_markova_grinberga/2013-11-07-68123
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments