АРТЮШЕНКО ОЛЕГ (artyushenkooleg) wrote,
АРТЮШЕНКО ОЛЕГ
artyushenkooleg

ЛОГИК А УЧЕБНИК для средней школы. С.Н. ВИНОГРАДОВ и А.Ф. КУЗЬМИН

Глава I
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
§ I. Логика мышления и наука логика
В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, не­ противоречивое, последовательное, обоснованное, мышле­ние. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.
Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».
Здесь словом «логика» называют правильность по­строения мыслей. Правильное построение мыслей изучает­ся наукой логикой.
Таким образом, следует различать: 1) логику мышле­ния (правильность построения мыслей) и 2) науку ло­гику.

Кратко науку логику можно определить так: Логика есть наука о законах и формах правильного
построения мыслей.
§ 2. Логические законы и формы Логически е законы . Определённость, непро­тиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мыш­ления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.
Наименование «логика» происходит от древнегреческого слова «логос», что значит «мышление», «мысль», а также «слово, в кото­ром выражена мысль».
Сознательное или несознательное нарушение логиче­ских законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказы­вается побеждённым в споре, дискуссии.
Приведём пример.
Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горя­чие споры между двумя героями этого известного произ­ведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:
— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему
убеждений нет?
— Нет— и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на пер­вый случай. Все в комнате улыбнулись и переглянулись.
Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пига­сов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противо­положное.
Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях. Логика имеет своей задачей изучение законов правиль­ного построения мыслей и логических форм. Логическа я форм а — это структура, строение
наших мыслей.
Возьмём для примера две такие мысли:
Медь — проводник электричества.
Пшеница — растение семейства злаковых.
Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительно­сти. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую струк­туру этих мыслей.
Наука логика, исследуя логические формы, отвле­кается от конкретного содержания той или иной мысли.
Рассматривая приведённые примеры, логика интере­суется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых (это область ботаники). Логику интересует структура мысли.
Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:
Все граждане СССР имеют право на образование.
Мы — граждане СССР. Следовательно, мы имеем право на образование.

Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами.
Сириус — звезда. Следовательно, Сириус — рас­калённый газовый шар.
Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда.
Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одина­кова: от общего положения мы идём к частному вы­воду.
Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истин­ным выводам невозможно.

Читать далее: http://cs537103.vk.me/u17822348/docs/61c6d62cafcc/Uchebnik_dlya_sredney_shkoly_Izdanie_vosmoe_Avt.pdf?extra=lZ8vXYOCwGgPo7iGnDrU3ldrLoYQTkGLyQDmAoiigGXVEi3rBTK9lG5WzD4bvSPU_Bbxxoeqygh7n46J1t3lK3Rb2RQf9rs
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment